Цветы на пустыре
Что позволило руководителю КФХ Виктору Майбаху создать успешное предприятие?
Мое банальное журналистское любопытство — что заставило заняться таким сложным бизнесом, как сельскохозяйственный? — вызвало улыбку у Виктора Майбаха.
Когда-то на окраине Усть-Тарки, где и находится вотчина Майбахов, был пустырь. Стоял лишь огромный ветхий пустующий склад. Сегодня в этом отремонтированном складе хранится зерно, а рядом разместился огромный комплекс производственных и бытовых помещений с автономной котельной, столовой, гостиницей, административным зданием, новой заправкой, многочисленными гаражными боксами и мастерскими. Зерновые склады разбросаны в разных местах. Их площади огромны, но все равно не хватает. «Надо строить», — сетует мой собеседник. Обустройство территории, расширение производственных площадей — задача, которую ставят во главе угла сельхозтоваропроизводители. Для этих целей КФХ приобрело строительную технику — автокран и автопогрузчик «Амкодор».
— Очень полезный агрегат, универсальный, с двумя ковшами — для зерна и для строительства, — поясняет Виктор Николаевич. — И грузит, и поднимает, и везет, и копает на пять метров в глубину.
Да уж, с такой техникой и зерносушилка, и склады будут построены, и собственную заправку, рассчитанную на хранение 300 тонн ГСМ, введут в срок, что входит в программу-минимум отца семейства и его верных помощников — двух сыновей, Евгения и Виталия. Но на первом плане, конечно, выращивание зерна.
Еще один традиционный журналистский вопрос: как удалось в такое короткое время, а именно — за пять лет с момента открытия предприятия, создать мощную производственную базу с многочисленной техникой, причем новой, с надежным коллективом, с обширными сельскохозяйственными угодьями? Да, угодья — больше шести тысяч гектаров: 5 700 — в собственности, 450 — в аренде. Освоили бы больше, да нет свободных земель в округе. В другие районы переходить не хочется.
— Справляемся, — рассказывает Виктор Николаевич. — Приобретем еще комбайн, чтобы быстрее убирать зерно.
Кстати, такой зерноуборочной техники в хозяйстве 6 единиц. Красавцы «Векторы», «Акросы» после упорной работы на хлебных нивах выстроились по линейке и снова готовы включиться в работу без ремонта, ведь агрегаты новые. Собственно, как и другая техника: «Кировцы», «Беларусы», КамАЗы, прицепные агрегаты… Все «Кировцы», например, сегодня разместились в одном просторном боксе для профилактического «лечения», КамАЗы — в соседнем. В помещениях тепло, чисто, для ремонта имеется все необходимое оборудование. Обустроили даже токарную мастерскую с семью мощными и тоже совершенно новыми станками. С запчастями у ремонтников проблем нет: их в техскладах всяких в достатке. Причем покупают сразу с запасом, чтобы форс-мажорные обстоятельства не застали врасплох в разгар страды.
А вот на качество запчастей аграрии жалуются: очень часто выходят из строя, некоторые агрегаты и вовсе не приспособлены для работы с землей. И тогда у Виктора Николаевича возникают претензии к изготовителям. К мнению фермера на заводах, выпустивших сельхозмашины, прислушиваются и даже вносят коррективы в производственный цикл. Приобретают технику Майбахи в разных городах: в Омске, Новосибирске, Красноярске, Барнауле. И даже в Белоруссии. Представители приезжают к усть-таркским фермерам. Такие тесные деловые отношения в наше время очень важны, порой они влияют на ценовую политику.
Но если при приобретении техники о цене можно договориться, то в зерновых интервенциях личные отношения не помогут. Закупочные цены на зерно остаются низкими. Но и по этому поводу здесь не унывают: 5 тысяч тонн продали, что составляет 40 процентов от всей реализации. Зерна собрали много, грех нынче жаловаться. Провели максимум технологических обработок с внесением различных удобрений. Поэтому и урожайность в КФХ самая высокая в районе — более 30 центнеров с гектара, и поля чистые, ухоженные, на зависть многим.
Так что же определяет успех хозяйства Майбаха? Частично мы ответили на вопрос, но самый главный секрет кроется в человеческом факторе. И Виктор Николаевич делает на этом особый акцент.
— Прежде всего хочу отдать должное своим сыновьям Евгению и Виталию. Отказавшись от городской жизни, они активно включились в работу. Незаменимые помощники, моя надежда и опора. Кроме того, без таких трудолюбивых и талантливых в нашем деле людей, как Александр Лысач, Сергей Завацкий, Сергей Расторгуев, Дмитрий Трубенков и многие другие — в коллективе трудятся 28 человек, — нам эту ношу не осилить. И я благодарен всем, — резюмирует мой собеседник.
Кстати, на аграрном форуме в Новосибирске в очередной раз будут представители этого предприятия — Алексей Карпенко и Сергей Завацкий. Что называется, по труду и честь!