USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Село будет жить

Катерина КОШКИНА
Рахим Мухаметшин и его сыновья Руслан и Рустам. Фото предоставлено КФХ «Рахим»
Рахим Мухаметшин и его сыновья Руслан и Рустам. Фото предоставлено КФХ «Рахим»

В крестьянском (фермерском) хозяйстве «Рахим» хотят развивать переработку

Вот уже более двадцати лет Рахим Мухаметшин вместе со своими сыновьями занимается фермерством в Барабинском районе. Начинали с 28 гек­таров, а сегодня в хозяйстве 22 тысячи гектаров сельхозугодий и 160 дойных коров. Как и многих других российских аграриев, руководителя КФХ «Рахим» помимо насущных проблем волнуют отсутствие госзакупок, бюрократия и кадровый вопрос. Хозяйство занимает лидирующие позиции в районе по растениеводству и животноводству, поэтому наш журналист решил встретиться с его руководителем.

Один за семерых
Все началось в далеком 1993 году, когда сыновья Рахима Мухаметшина вернулись из армии. Именно им пришла в голову идея заняться сельскохозяйственным производством. Хозяйство назвали «Солонцы», потому что на выделенных 28 гектарах пре­об­ладали именно такие почвы.

— Сейчас в нашем распоряжении 22 тысячи гектаров сельхоз­угодий, из них 3 175 — пашня. Это территория бывшего СХПК «Молодежный». В хозяйстве около 600 голов скота, 160 из которых дойные коровы, — рассказывает глава крестьянского (фермерского) хозяйства. — Сеем пшеницу, овес, ячмень, кормовые культуры. Урожай нынче собрали неплохой: намолотили 28 776 центнеров при средней урожайности 18,7 центнера с гектара.

Но, по словам Рахима Мухаметшина, упор в хозяйстве все же делают на производство молока. На сегодняшний день надои составляют 3 500 килограммов молока на фуражную корову. Для сравнения: когда купили коров из развалившегося хозяйства, этот показатель едва доходил до 1 700 килограммов. Для развития животноводства очень важна хорошая кормовая база, поэтому заготовке кормов тут уделяют особое внимание. Нынче, например, заготовили почти по два плана сена и сенажа. Чтобы получить по-настоящему качественные корма, занялись культуртехническими работами на естественных сенокосах. КФХ «Рахим» ежегодно проводит такие работы на 70–80 гектарах земель. Почти 500 гектаров уже привели в порядок.

— У нас прекрасный коллектив. Сегодня в нашем хозяйстве трудятся 35 человек, 12 из них — в растениеводстве. И эти 12 человек справляются с объемом работы, которую раньше выполняли 87 человек. То есть один за семерых! Как это получается? Многие наши ребята владеют сразу несколькими специальностями, — говорит Рахим Мухаметшин. — Практически каждый — и комбайнер, и тракторист, и водитель, и механик, и сварщик… А самое главное — они работают с душой, болеют за дело.

«Я никуда отсюда не уеду»
Как рассказывает глава хозяйства, добросовестно трудятся механизаторы Николай Кузнецов с сыном Александром, Михаил Охрименко с сыном Евгением, Ринат Галиаскаров и его брат Вениамин. В числе первых и животноводы: зоотехник Александр Машков и его сыновья, бригадир-осеменатор Фархат Фиткулин, скотник Сергей Шваб, доярка Ирина Карташова, телятница Людмила Тетенкова и другие. В коллективе есть трудовые династии, что очень показательно.

— Я вернулся из армии в 2009 году, — рассказывает Ринат Галиаскаров. — Сначала помотался по вахтам, потом меня пригласили поработать водителем УАЗа. Я согласился. Так оно и пошло: и трактор освоил, и комбайн, и КамАЗ вожу — специально сдавал на категорию. Женился, сын у меня нынче в первый класс пошел. Нет, я отсюда никуда не поеду!

Благодаря областной поддержке последних лет в хозяйстве обновили парк высокопроизводительной сельскохозяйственной техники. Построили хозспособом два коровника с доильным залом, два телятника, отремонтировали зерновой склад, возвели зерноток. В планах — развитие переработки. Рахим Мухаметшин мечтает построить в селе пекарню, купить мини-завод по производству молочных продуктов и крупорушку. Но пока это все — дело будущего. Дали бы работать нормально.

— Как и всех селян, меня волнуют многие проблемы. Вот, к примеру, субсидии — это хорошо, но их выплату задерживают. Растут долги — возникла угроза банкротства. Или, скажем, некоторое время назад запретили забой скота на крестьянских подворьях. К чему это привело? К сокращению молодняка! Про бюрократию я уж не говорю: год от года чиновников и бумаг все больше, а толку все меньше. Кадровая проблема опять же. Сегодня нам как воздух необходимы специалисты: бухгалтеры, инженеры-строители, а также юристы, которые занимаются крестьянскими вопросами. Без грамотной юридической помощи нас постоянно обманывают, даже «партнеры». Но я все же надеюсь на лучшее. В нашем селе сохранилась социальная инфраструктура: одна из лучших школ района, где много ребятишек, сельский ДК, медпункт, магазины. Есть работа и квартиры. Так что я верю, что наши села Бадажки и Дунаевка будут жить.