USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Бюджетный рубль счёт любит

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Депутаты намерены изменить регламенты в пользу роста эффективности расходов казны

Уже не раз отмечалось, что шестой созыв регионального парламента строит свою работу по-новому, стремясь оптимизировать законодательный процесс. Особенно остро это ощущалось на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собст­венности, которое состоялось
на прошлой неделе.

Остроту обеспечили обсуждение крупнейших концессионных соглашений и предстоящие дебаты по параметрам региональной казны на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Именно по этим двум позициям принципиально высказывались члены комитета.

Бюджетная тема
В этом году проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должен быть внесен на рассмотрение Законодательного собрания области до 1 ноября.

Срок решено удлинить на месяц из-за отсутствия решений на федеральном уровне. В прошлом году депутаты уже получили опыт работы по этой модели. В сжатые сроки предстоит уложиться при проведении публичных слушаний, обсуждении и внесении поправок. Эти обстоятельства требуют заблаговременно рассмотреть спорные вопросы, чтобы первое чтение законопроекта было максимально подготовлено и сессия прошла конструктивно.

Бюджетная тема зазвучала в выступлениях депутатов на заседании комитета после доклада министра экономического развития Ольги Молчановой об итогах реализации «Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011–2015 годы». Министр, в частности, приводила сравнительные данные по РФ и СФО, анализируя ход программы. Но заместителю председателя бюджетного комитета Юрию Зозуле это не показалось убедительным.

Депутат считает, что акцент на форс-мажорные обстоятельства не дает возможности оценить усилия ведомства. Впрочем, для него очевидно, что правительство области все же старалось нивелировать негативные тенденции в экономике, на сегодняшний день существенно оптимизированы целевые индикаторы, эффективность расходования бюджетных средств заметно растет.

— Но нет предела совершенству, и мы надеемся увидеть это в дальнейших направлениях работы, — заключил депутат.

С этой же целью заместитель председателя комитета Валентин Сичкарёв внес предложение, которое может изменить регламенты бюджетного процесса. Он напомнил, что на федеральном уровне приоритетные направления бюджетной политики депутатам представляются до их утверждения Правительством РФ. Парламентарии их рассматривают, формулируют свою позицию и вместе с рекомендациями направляют в Правительство. Их мнение учитывается при формировании федерального бюджета.

— У нас иной подход: документ готовит региональное правительство и затем представляет нам вместе с проектом областного бюджета. Получается, что депутаты могут выразить свою позицию только через поправки, что позволяет влиять на бюджет лишь точечно, — считает депутат.

Он предложил правительству использовать федеральный принцип: сначала представлять в Заксобрание проект основных направлений бюджетной политики, а потом, с учетом мнения депутатов, использовать его при формировании проекта бюджета.

Председатель комитета Александр Морозов уверен, что даже при сложившейся практике уровень влияния регионального парламента на бюджетный процесс значительно выше, чем у федеральных коллег. Но опять же — нет предела совершенству, и Морозов счел предложение «важным и интересным». А значит, стоит его занести в протокол для последующей более глубокой проработки, поскольку это меняет структуру прохождения бюджета.

Когда «дым до потолка»
Бюджетный комитет вернулся к обсуждению концессионных соглашений. Тема резонирует уже несколько месяцев, и ничего удивительного, что депутаты продолжают ее развивать. Не в скандальном ключе, а во избежание «дыма до потолка по всей области», как заметил Валентин Сичкарёв.

— За последнее время мы несколько раз сталкивались с ситуацией, когда в законодательном собрании обсуждали уже либо заключенные, либо практически заключенные концессионные соглашения, — напомнил депутат. — Речь идет о миллиардных проектах переработки мусора, строительства четвертого моста. Роль депутатов при этом сводится лишь к одной функции — поговорить, выразить мнение. Почему так происходит? Потому что есть федеральный закон о концессионных соглашениях, согласно которому вся полнота полномочий по их заключению, предварительной оценке, анализу предоставляется исполнительной власти. Никаким законодательным способом мы на уровне региона повлиять на такой порядок не можем.

Парламентарий предложил обратиться в Госдуму с предложением внести поправки в федеральный закон. Но, говоря об этом, депутат сам практически отверг данный вариант, сославшись на то, что «это путь долгий и непредсказуемый». Практика показала, что на федеральном уровне более 90 процентов инициатив региональных парламентариев отклоняются.

Более реальным вариантом депутат считает обращение к губернатору. Именно он, в соответствии с федеральным законом о концессионных соглашениях, в свое время подписал соответствующее постановление, которое всю полноту проработки концессионных соглашений предоставляет региональному минэкономразвития.

— Если удастся внести изменения в документ, это обеспечит согласование проекта концессионного соглашения с профильным комитетом Законодательного собрания или с Законодательным собранием до момента его заключения. В этом случае депутаты будут реальными участниками рабочего процесса, — отметил Сичкарёв.

Первый заместитель председателя областного правительства Владимир Знатков заверил, что все концессионные соглашения, как правило, отражены в государственных программах, которые утверждают депутаты. Признав абсолютно справедливыми пожелания Сичкарёва, Знатков напомнил, что исполнительная власть уже учла это:

— Обычно все проекты анализируются на уровне рабочих групп. Вариант самый правильный, таким же образом все законопроекты проходят согласование в каждом регионе. Например, рабочая группа по четвертому мосту сформирована с участием депутатов.

По этой причине Владимир Знатков не видит необходимости специального обращения к губернатору. Комитет принял решение вернуться к обсуждению механизмов участия депутатов в подготовке проектов концессионных соглашений на следующем заседании.

Учитывая резонансность
Вопроса о концессионных соглашениях в повестке комитета не было, его инициативно внесли депутаты. По их же требованию один из вопросов, «учитывая резонансность и деликатность темы», публично не обсуждался.

За закрытыми дверями осталось рассмотрение результатов проверки технопарка. Впрочем, все эти результаты были сразу выложены на сайте контрольно-счетной палаты. Что касается решений, которые депутатам предстоит принять, они также будут оглашены, так что от любопытных глаз скрыт лишь процесс их принятия.

Председатель КСП Елена Гончарова ранее отмечала, что не разработана стратегия развития технопарка на ближайшие три года за счет привлечения инвестиций компаний-резидентов в строительство новых объектов, а также выкупа объектов парка, построенных за счет бюджетных средств и собственных средств общества. Из семи ключевых показателей эффективности деятельности акционерного общества, утвержденных наблюдательным советом, достигнуты четыре. По мнению аудиторов, нарушения нельзя назвать грубыми.

Депутаты, инициируя проверки, хотели четкого ответа: эффективна или нет работа технопарка. Но, как выяснилось, в сфере управления акционерными обществами общепринятых критериев нет. Ключевые показатели эффективности утверждаются самим обществом, и, насколько они соответствуют планам профильных департаментов и учредителей, решают они, а не КСП.

МНЕНИЯ
Александр МОРОЗОВ, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Проблема существует, и, наверное, надо искать площадки для обсуждения. Но основные площадки сформированы здесь, в Заксобрании, — это комитеты, рабочие группы, публичные слушания, сессия. Если мы эти механизмы включим по-настоящему, с учетом предметов деятельности каждого комитета, тогда мы не будем иметь сложностей, из которых пытаемся сегодня выйти.

Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Инструментом для работы при реализации плана социально-экономического развития со стороны правительства является бюджетная политика. Соответствующий документ разрабатывается как на региональном, так и федеральном уровне. Он позволяет оценить основные приоритеты бюджетной политики на будущий год. В соответствии с ним формируется бюджет. Если хотим планово, конструктивно и профессионально действовать, в том числе в решении вопросов государственно-частного партнерства, — такой путь есть. Депутаты наряду с исполнительной властью должны участвовать в формировании бюджетной политики.

Юрий ЗОЗУЛЯ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— На заседании совета директоров Агентства инвестиционного развития рассматривался вопрос о формировании профессиональной площадки для обсуждения экономических параметров проектов государственно-частного партнерства. Концессия — одна из форм такого партнерства, которые могли быть реализованы с привлечением экспертов, чтобы подобный диалог лежал в основе последующих решений. АИР уже вовлечено в процесс подготовки модели, которая бы позволяла перейти от эмоционального разговора к профессиональному диалогу, как организатор. Нам бы хотелось, чтобы сформированная площадка позволила говорить не только об организационных аспектах, но и о профессиональных, в частности об анализе финансово-экономической модели, будь то поликлиники или другие проекты. Хотя и в правительстве, и в депутатском корпусе есть глубина компетенций, позволяющая объективно оценить эффективность этих моделей, привлечение экспертов позволило бы расширить информированность заинтересованных лиц и, сохраняя публичность данного процесса, повысить качество обсуждения вопросов.

Источник VN.RU