Танцуя от печки, помнить об экономике
Депутаты считают, что лишать глав поселений права управлять местным ЖКХ нужно выборочно
Сельские предприятия жилищно-коммунального комплекса были и остаются нерентабельными. Выход из ситуации на уровне региона видится в том, чтобы, во-первых, передать МУПы районам, во-вторых, привлечь частный капитал.
Члены комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам обсудили изменения в региональный закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».
По данным министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Евгения Кима, на сельских территориях действует 560 предприятий жилищно-коммунального комплекса. По итогам 2015 года их убытки превысили миллиард рублей, кредиторская задолженность — два миллиарда рублей. Предприятия абсолютно непривлекательны для частных инвесторов.
— Предлагаем передать полномочия в части водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с уровня поселений на уровень районов, — заявил министр. — Найти грамотных технических менеджеров, знающих процесс производства тепловой энергии, на селе невозможно. Зачастую главы поселений просто не понимают суть процесса, которым руководят, и работают как с печкой в доме: чем больше угля накидаешь, тем больше будет тепла. Полагаю, из 560 предприятий мы получим порядка 150 под непосредственным контролем и управлением администраций районов.
Тем не менее проблема распределения полномочий имеет много нюансов, считают законодатели. И, прежде чем что-либо менять, нужно выслушать людей на местах. Свою позицию высказал глава Карасевского сельсовета Болотнинского района Юрий Горбунов:
— Ко мне приходят обеспокоенные люди и спрашивают: «Правда ли, что у нас МУПа не будет?» И людей можно понять, ведь это одно-единственное предприятие, которое обеспечивает жизнедеятельность. Если у него нет кадрового, технического потенциала, передавайте полномочия в район, но если все это есть, зачем запрещать работать? Кто подсчитал социальные риски?
Обсуждение было жарким. Дмитрий Козловский, заместитель председателя комитета, предложил изучить историю вопроса и подумать, по какой причине в одни районы частные инвесторы приходят, а в других не задерживаются. Почему, например, в Болотнинском районе инвестор не стал менять котельную за свои деньги?
Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко согласился с тем, что переводить полномочия на более высокий уровень необходимо: многие главы поселений не справляются со своими полномочиями ни физически, ни экономически. Другой вопрос: надо ли стричь всех под одну гребенку?
— Для глав поселений, которые готовы взять на себя ответственность, показать результат, возможно, стоит оставить запасной ход, — предложил депутат Иван Сидоренко.
Отвечая на вопросы парламентариев, Евгений Ким уточнил, что неукоснительной передаче полномочий подлежат только сельские поселения и села. Рабочие поселки и городские округа смогут делать это по желанию местных советов и глав. Министр добавил, что с 1 января, в разгар отопительного сезона, резких изменений не произойдет: поменяются лишь учредители предприятий.
Депутаты приняли законопроект в первом чтении. «Мы создадим пилотный проект. Возьмем район, который работает блестяще, и посмотрим, почему в одном районе такое возможно, а в другом нет», — резюмировал председатель комитета Майис Мамедов.