USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Субсидиями не «перекормят»

Подготовили Михаил ФОКИН и Татьяна РЕШКЕ,
Фото Аркадия УВАРОВА (архив)
Фото Аркадия УВАРОВА (архив)

Инвестору, оставляющему после себя дырявые теплосети, откажут в господдержке.

Чтобы повысить рентабельность и эффективность ЖКХ, правительство области решило, что районы возьмут на себя управление коммунальными предприятиями сельских муниципальных образований.

— Это дает возможность улучшить качество менеджмента. Предполагается, что управленческие расходы при этом снизятся, а инвестиционная привлекательность предприятий и качество оказания услуг повысится, — подчеркнул отраслевой министр Евгений Ким.

Среди основных проблем — водоснабжение сельских территорий. Это проекты, которые явно не относятся к коммерческим. Многие скважины, пробуренные до 90-х годов, уже выходят из строя, а на новые средств не хватает.

По мнению экспертов, без долгосрочного тарифного регулирования участвовать в таких проектах инвесторам крайне сложно. Сегодня существует ограничение по размеру платы граждан за коммунальные услуги. Индекс роста данного показателя в среднем по стране составляет четыре процента. Чтобы привлекать инвестиции в модернизацию водоканалов, котельных, теплосетей и прочих объектов, этого мало.

— Мы пытаемся сделать так, чтобы механизм ограничения предельного размера платы граждан не был сдерживающим фактором в привлечении инвестиций, — сообщила Оксана Демченко, директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации. — Безусловно, мы защитили граждан от роста тарифов, сняли социальную напряженность, но этот механизм имеет и обратный эффект на отрасль. Необходимо найти такую схему работы, чтобы решить задачу модернизации, учитывать инвестиционные обязательства при принятии тарифных решений.

Еще один тормозящий момент — существование МУПов и ГУПов, от которых, по мнению многих экспертов, надо уходить. Участие государства оправданно лишь в тех случаях, когда речь идет об отдаленных поселениях. В целом же управлять имуществом должны частные лица. Впрочем, перед тем как ломать уже существующую систему, стоит подумать о будущем и создать в районах условия для концессий. У организаций должен быть стимул для экономии энергоресурсов и сокращения управленческих издержек. Если сэкономленные средства будут оставаться в распоряжении организаций, они смогут вкладывать их в модернизацию с целью еще большей экономии, которая год от года будет возрастать.

Представители Фонда содействия реформированию ЖКХ отметили, что помощь в модернизации коммунальной инфраструктуры регионов — самый популярный и востребованный вид поддержки. Один из самых распространенных недостатков состоит в том, что инвесторы, как правило, хотят сладкий кусок: они готовы вкладываться, например, в котельные, забывая про теплосети.

— Позиция фонда однозначна: к модернизации коммунальной инфраструктуры должен быть комплексный подход, — напомнил Олег Радченко, директор экспертно-аналитического департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ. — Если мы будем выделять деньги только на источник, что получит потребитель? Дырявые, рваные сети и некачественную услугу. Получится, что и государственные деньги закопали, и никакого эффекта не получили.

Подытоживая обсуждение, эксперты заявили, что механизмы финансирования проектов надо совершенствовать. Так как «перекармливать» регионы субсидиями вредно, финансы должны быть возвратными, даже если деньги выдают на длительный срок. Стоит подумать также о создании специализированного института поддержки проектов в малых городах, ведь без помощи эти проекты могут просто не состояться.

Евгений Ким заверил, что Новосибирская область готова использовать возвратные механизмы предоставления денег.