Качество оставляет желать…
Что мешает или помогает хорошим товарам и услугам
Жилье, продукты, образование, медицина — наверное, у каждого найдутся претензии к качеству того, чем мы постоянно пользуемся. Повышается ли качество нашей жизни, растет ли самосознание потребителей и производителей, кто может помочь отстаивать справедливое право на хорошее? Об этом — в интервью президента Сибирского отделения Академии проблем качества Василия БЕЛАНА.
«Куда мы лезем?»
— Василий Иванович, как и почему возникла Академия проблем качества?
— Организация была основана в Москве в 1993 году. С предложением о ее создании выступила инициативная группа ученых во главе с выдающимся деятелем в области качества и стандартизации Василием Васильевичем Бойцовым. Многие помнят эти годы, когда качество жизни упало, что называется, ниже плинтуса. Академия поставила перед собой очень серьезную задачу — способствовать повышению качества жизни, широко пропагандировать идеи качества, объединить усилия ученых, специалистов, представителей власти в решении озвученных проблем на всех социально-экономических направлениях деятельности. В Новосибирске отделение Академии заработало с 1998 года во многом благодаря участию известного ученого Владимира Сибирцева, написавшего десятки книг и статей о качестве.
— Как оценивается качество жизни в России и каковы тенденции?
— Россия в этом отношении пока не на передовых позициях. В рейтинге цивилизованных стран мы находимся ближе к концу списка. Но тенденции к улучшению однозначно у нас есть. Вообще, должен сказать, это всеобщая проблема, и работать над ней приходится всем. Качество жизни — главное, и, чтобы это оценить, необходимо посмотреть на множество показателей. В странах Европы оценивают 55 показателей, в России — около двадцати. Все они контролируются правительством.
— Чем непосредственно занимается межрегиональное отделение Академии?
— Мы пытаемся уделить внимание тем направлениям, которые, на наш взгляд, можно улучшить. К примеру, мы создали секцию по образованию и попытаемся влиять на ситуацию, поскольку образование явно оставляет желать лучшего.
Или, например, качество дорог. Когда мы начали этим заниматься, нам говорили: «Куда вы лезете?» Дело в том, что причина быстрого разрушения дорог чаще всего не в климате, а в невыполнении требований производства, отказе от современных материалов, несоблюдении технологии укладки. Вместо битума должны применяться более качественные эмульсии, но этого не делают, потому что дороже. Тот же битум бывает высокого качества и низкого. Конечно, исполнитель хочет сэкономить, заработать больше. Недавно для нашей базы мы заказали внутреннюю дорогу. Проверили — у нас есть своя лаборатория, — оказалось, полотно не уплотнено вполовину! Не стали платить. Так дорожники укатывали катком еще два дня, пока не уплотнили до нужного состояния. Если мы хотим хороших дорог, нужен жесткий контроль, которого пока нет.
Кот в мешке
— Правда ли, что в Новосибирской области есть дорога, которой несколько десятков лет, а она все еще в хорошем состоянии?
— Правда. Участки трассы Куйбышев — Барабинск, Куйбышев — Северное. Эта дорога сделана из бетона, прослужила без капитального ремонта около 40 лет! Сейчас мы как раз готовим оценку и предложения. Идея строить дороги не из асфальта, а из бетона рассматривалась еще в 30-е годы прошлого века, но не получила поддержки. Сейчас, например, в Германии бетонные дороги начали превалировать: они более долговечны. В условиях же нашего сурового климата тем более надо было давно отказаться от асфальта.
— Время от времени мы слышим о необходимости паспортизации квартир, которые покупают люди. Как вы считаете, это необходимо?
— Конечно! Пока что, покупая квартиру, вы о ней ничего не знаете: какой радиоактивный фон, какой пол, какова звукоизоляция. Это тайна, покрытая мраком. Часы купили — у вас есть на них паспорт. А жилье приобрели — кот в мешке. Мы выработали тринадцать пунктов предложения по паспортизации квартир в новостройках, мэр поддержал идею. Ведь это одно из условий улучшения качества жилья. Такие вещи существуют не только за границей. Например, на Камчатке это обязательное требование. Дается гарантия на пять лет, срок эксплуатации с такими технологиями — 50 лет. Хотелось бы, чтобы и у нас такое было.
— Как вы считаете, население стало более требовательным к качеству?
— Мы это видим. У нас есть лаборатории — можем испытать любой российский и импортный материал на соответствие стандартам. Участвуем в судах, никогда не проигрываем: если говорим, что это плохо, можем доказать. Проверили, допустим, по жалобе дом на звукоизоляцию, а она нормам не соответствует. Строительная компания обращается: «Нам что, дом перестроить?» Но это уже их проблемы! Надо было выполнять все технологии.
В целом же у Академии порядка двадцати направлений оценки качества. И мы рады, что люди становятся более требовательными. Большой бизнес, конечно, всячески этому сопротивляется. Но, не соглашаясь с плохим качеством, мы имеем шанс сделать нашу жизнь лучше.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай ЯКИМОВ, директор ФБУ «Новосибирский ЦСМ», член МОО Академии проблем качества:
— Считаю, что с подачи Василия Белана Сибирское отделение АПК вступает на новый виток развития. Наша задача — активизировать ее работу, поднять на следующий уровень, использовать тот потенциал, который у нас есть, — а он очень большой. В Академию входят 900 докторов наук и 500 кандидатов — это научная элита. И те наработки, которые они имеют по месту своей основной работы, будут служить Академии.
За нашим центром стандартизации и метрологии закреплено одно из основных направлений — это проведение конкурсов качества. А они базируются на результатах исследований. Мы имеем, наверное, самую широкую область аккредитации испытательного центра в Новосибирской области. Нет ни одного вида продукции, который мы бы не охватывали. Мы имеем самый большой фонд нормативно-технической документации за Уралом, а также штат высококвалифицированных специалистов.
Тесно работаем с областной администрацией и мэрией в аспекте качества производимой продукции и услуг. По вопросам пищевой продукции — в комиссии при минпромторге области. Немалую роль я отвожу и просветительской стороне нашей работы. Мы должны доносить до жителей региона требования, которые они могут предъявлять поставщикам и изготовителям продукции.
В прошлом году наконец-то был принят закон о стандартизации. Несмотря на то что сертификация так и не стала обязательной, закон разрешил при подготовке законодательных, нормативно-правовых актов использовать ссылки на национальные стандарты или включать часть требований, заложенных в стандартах. Важно, что приоритет при госзакупках все-таки стал отдаваться продукции, которая соответствует национальным стандартам. Это поможет и товаропроизводителям, и развитию производства, и импортозамещению — тому, что необходимо нашей экономике.