USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Перспективы «заточены» под реальность

Валентина МАЛЬЦЕВА
Министр экономического развития Новосибирской области Ольга МОЛЧАНОВА
Министр экономического развития Новосибирской области Ольга МОЛЧАНОВА

В период экономического кризиса минэкономразвития региона видит точки роста не только в мегаполисе, но и в сельской глубинке

Заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр экономического развития Ольга Молчанова однажды обмолвилась, что перечень перспективных направлений развития области министерство «заточило» под реальность.

В ведомстве решили, что наиболее актуальными становятся модернизация, расширение или создание производств инновационной продукции, новых материалов, машин и оборудования. В приоритетном перечне —  открытие производств в сфере биотехнологий и биофармацевтики, изготовление медицинских изделий, поддержка переработки в АПК. Эти и другие направления должны не только оживить экономику региона, но и дать рост на 1,7 процента.

Что лежит в основе расчетов минэкономразвития? Какие факторы окажутся решающими для выполнения задуманного? Есть ли реальный потенциал для роста? Об этом сегодня беседа с министром Ольгой МОЛЧАНОВОЙ.

— Ольга Витальевна, корректировки курса связаны с усилением инвестиционной политики? Именно этот сектор вы считаете наиболее обещающим?

— Да, по нашим расчетам, запланированный в 2016 году рост экономики региона не менее чем на 1,7 процента невозможен без активной инвестиционной политики. Статистика фиксирует спад в российской экономике, но она все равно работает на деньгах, которые всегда ищут, где им прибыльнее, удобнее, уютнее, наконец. Создать такие условия для денег и их обладателей — значит обеспечить приток финансов на территорию Новосибирской области.

— На каких именно направлениях и проектах ваше ведомство будет акцентировать внимание?

— Наша область уже заметна на карте флагманских проектов федерального уровня, и сейчас одна из задач — не сбавлять темпы привлечения инвестиций. Для выполнения этой задачи разработан комплекс программных документов в сфере экономической политики. В частности, предполагается широко использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) и сделать акцент на опережающее развитие ряда территорий.

Для решения этих задач министерство завершило формирование документальной базы экономической политики региона. Она основана на проверенных временем практиках. Так, с 1999 года действует система стимулирования инвестиционных процессов и развития инновационной деятельности. Она включает государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области с ежегодным объемом финансирования в рамках госпрограммы около 0,2 процента от расходной части областного бюджета. Правительством области принята «Инвестиционная стратегия региона до 2030 года», в 2015 году утверждена госпрограмма «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности на 2015–2021 годы». Документом поставлена задача — создать условия для увеличения доли инвестиций в объеме 27,7 процента в основной капитал области к 2021 году, а объем инвестиций на душу населения должен превысить 123,6 тысячи рублей. В результате этого Новосибирская область войдет в число лучших регионов в Сибирском федеральном округе и в двадцатку в целом по стране. Ежегодно планируется осуществлять поддержку не менее 25 перспективных проектов.

Развитие парковых проектов как приоритетных в инвестиционной политике региона также предусмотрено специальными программами.

— Какими преимуществами для инвесторов располагает наш регион?

— Мы объективно оцениваем уровень привлекательности Новосибирской области для инвесторов, в том числе зарубежных. Их интерес не снизился, что подтверждается ростом числа контактов с иностранными делегациями. В первую очередь это вызвано такими преимуществами региона, как уникальный научно-образовательный комплекс, высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение, а также статус центра федерального округа. Второй важный фактор интереса к региону со стороны инвесторов — наш курс на повышение экономической открытости и прозрачности правил игры.

— Масштабная программа реиндустриализации региона до 2020 года широко обсуждается экспертным сообществом. Какие точки роста станут особо заметными в реализации этого проекта?

— В основе программы около 100 проектов по различным технологическим направлениям, десять из них — флагманские. В их числе — межрегиональный проект «Сибирская биотехнологическая инициатива», направленный на развитие научных организаций и производств в сфере биотехнологий, биофармацевтики, переработки отходов, сельского хозяйства; проект «Умный регион»; кластер микро-, нано- и биоэлектроники; кластер высокотехнологичной медицины и другие. Общий объем финансирования проектов в рамках реиндустриализации в 2016–2020 годах оценивается в 35–50 миллиардов рублей. Предполагается, что не менее 50 процентов средств будет поступать из федеральных фондов, 25  процентов должны вложить инициаторы проектов. Областной бюджет планирует направлять на это 2,5 миллиарда рублей в год.

— Какая доля участия в этих планах отведена механизму государственно-частного партнерства?

— По числу проектов с ГЧП Новосибирская область отстает лишь от Москвы и Санкт-Петербурга. Это уже реальный инструмент, с помощью которого можно достичь финансовой заинтересованности частного бизнеса. Так, на условиях ГЧП реализуется 56 инвестиционных проектов, направленных на улучшение инфраструктуры. В основном это проекты в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения. Самые популярные формы ГЧП — концессионные соглашения и договоры инвестиционных обязательств. По заключенным на сегодня соглашениям ГЧП привлечено свыше 5,5 миллиарда рублей частных инвестиций. По планируемым региональным концессиям ожидается более 27,5 миллиарда рублей от частных инвесторов. В среднесрочной перспективе на территории региона планируется к реализации 32 проекта ГЧП.

Крупнейший из них — строительство четвертого моста через Обь в створе улицы Ипподромской в Новосибирске. В перспективе вокруг Центрального моста сформируется зона повышенной деловой активности, где пул инвесторов определит для себя специализацию на какой-то группе объектов. Заинтересованность в участии строительства моста проявляют крупные российские банки, французские, китайские и японские инвесторы.

Уникальным для России является проект строительства девяти поликлиник в Новосибирске на условиях ГЧП.

Одно из перспективных направлений для частных партнеров — переработка вторичного сырья и бытовых отходов. Например, строительство и запуск мусороперерабатывающего завода в Верх-Туле. Такой современный комплекс в большой степени решит проблемы Новосибирска.

— Ольга Витальевна, для какой цели создается инвестиционный фонд? И как ведется работа с инвестиционными уполномоченными в районах?

— Данный механизм нацелен формировать систему поддержки и активизировать инвестиционные процессы на уровне муниципальных образований, чтобы решать задачи равномерного распределения инвестиций по всей области. Приток инвестиций, конечно, имеет разную наполняемость в соответствии с территориальными особенностями. Понятно, что в Новосибирске «осядут» более масштабные проекты, но не менее важны и разработки в районах, удаленных от областного центра. Так, в Барабинском районе реализуется проект «Молочная азбука». Компания запустила предприятие по выпуску молочных продуктов мощностью десять тонн в сутки. В  планах — завод по производству сыров.

В рамках инвестиционного проекта по созданию лесопромышленного комплекса глубокой переработки древесины планируется запуск заводов в Северном и Кыштовском районах. Здесь для работы потребуются около трех тысяч человек. Также проект предусматривает комплексное развитие сельских территорий с необходимыми социально-бытовыми условиями и инженерной инфраструктурой для населения.

В следующем году планируется оценивать работу муниципальных инвестиционных уполномоченных по рейтингу инвестиционной привлекательности территорий.

К сожалению, еще не всегда муниципальные районы понимают, что для них каждый инвестор — это благо, и нужно только найти общее понимание, то есть договориться об условиях прихода этого инвестора. Очень часто сохраняется желание получить бюджетные деньги и все вопросы решить за счет средств бюджета. Но сейчас это невозможно — не только в Новосибирской области, а в целом по России. Поэтому нужно искать инвесторов или решать вопросы через муниципально-частное или государственно-частное партнерство.

— Вы оперируете сравнительными данными, но бывает, что приводите косвенные признаки развития нашей области. Вы считаете их более «говорящими»?

— Например, в Сибирском федеральном округе мы четвертые по объему ВРП, причем после ресурсодобывающих (!) регионов. Зато все наши соседи теряют население, а Новосибирская область за пять лет приросла почти на 101 тысячу человек: это практически такой город, как Бердск. Люди голосуют за наш регион ногами. Такие, как вы говорите, косвенные факты дают понимание, что наша экономическая политика развивается в правильном направлении.

Экономика — живая реальность, такой ее делают предпочтения людей. Для нас это очень важно, ведь цель политики региона — рост качества их жизни.

ЦИФРА
На инвестиционную карту региона нанесено 760 объектов.

Источник VN.RU