Честная цена: диктат закона или рынка?
Торговые сети жалуются на скудный ассортимент, поставщики — на низкие цены
«Мы не за сетевиков и не за производителей продукции. Мы за покупателей», — подчеркнул во время обсуждения поправок к закону о государственном регулировании торговой деятельности депутат Законодательного собрания области Сергей Титков.
Принятый федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», по убеждению его авторов, должен защитить интересы местных производителей продуктов питания, урегулировать взаимодействие поставщиков и ретейлеров. В частности, избавить малый и средний бизнес от дискриминационных поборов за вход в торговые сети. Так, премии, которые поставщик выплачивает сетевикам, теперь не должны превышать пяти процентов от стоимости товара, причем в эту сумму включается не только бонус за продвижение продукта, но и оплата логистических, маркетинговых и рекламных услуг сетей, которая прежде не ограничивалась. За нарушение этого запрета предусматриваются штрафы и даже дисквалификация менеджеров сети на срок от одного до трех лет.
Задача мониторинговой группы, созданной региональным отделением партии «Единая Россия», — установить, как исполняются новые нормы на практике и каковы последствия их введения. Два дня подряд новый закон обсуждался за круглым столом в Законодательном собрании области. Сначала — с руководителями торговых сетей, затем — с производителями. Как выяснилось в ходе обсуждения, закон, направленный на поддержку производителей, ретейлеров ничуть не смутил. Они намерены в положенные сроки внести изменения в договоры.
Что касается проблем, то сетевики назвали две: высокая конкуренция (в Новосибирске и области присутствуют практически все федеральные и региональные торговые сети) и дефицит продукции ряда товарных групп — рыбы, овощей, говядины и мяса индейки.
— Почему бы местным фермерам не заняться воспроизводством этой продукции? Зачем тащить на реализацию в торговые сети 501-й вид печенья, а потом жаловаться, что сетевики якобы препятствуют их выходу на рынок? — спросил генеральный директор «Сибирского гиганта» Александр Егоров.
Павел Иваровский, главный специалист по реализации продукции племзавода «Ирмень», сообщил, что для сохранения прибылей сети уже потребовали снизить цену на продукцию на 10 процентов. Это подтвердила заместитель директора по торговле агрофирмы «Лебедевская» Наталья Трофимова: «Нам уже сейчас идут письма: насколько вы сможете скинуть цену?» Это притом, что мы работаем на грани доходности».
Обрушение цены идет на этапе заключения контракта. Когда подписывается договор о поставках, в сумме платежа изначально содержатся и 10, и 20 процентов премии сетевикам за их услуги, утверждают поставщики. Бороться же с нарушением правовых норм, несмотря на ужесточение санкций, крайне тяжело, считает исполнительный директор Бердского хлебокомбината Виталий Голубев: «Как только производитель заявляет о нарушениях, становится инициатором проверки, дорога в сети ему закрыта. Потеря даже одного партнера означает для нас сокращение рынка на 15–20 процентов, что в нынешних условиях для производителя неприемлемо».
Представители поставщиков предложили законодателям рекомендовать руководителям торговых сетей брать в первую очередь местную продукцию. По мнению производителей, необходимо включить в закон механизм контроля, чтобы документ действительно заработал.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ТИТКОВ, координатор региональных мониторинговых групп партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Закон проходит пробу. Вместе с представителями Федеральной антимонопольной службы мы посетим торговые сети, отследим систему договоров поставки и порядок ценообразования. Все острые проблемы, замечания войдут в аналитическую записку, которая будет представлена федеральной мониторинговой группе.