USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Пять лет на «пять»

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Оценку реформе системы профессионального образования поставили эксперты — те, кто непосредственно занят в этой сфере, готовит кадры для отраслей экономики региона, принимает эти кадры на работу.

Как отметили общественники, за пять лет кардинально изменилась сеть учреждений профобразования. Во-первых, обеспечена их четкая отраслевая привязка. Во-вторых, внедрена технология подготовки кадров под заказ работодателей с гарантированным трудоустройством выпускников. В-третьих, создана технология воспитания лидеров — молодых профессионалов. В-четвертых, переоснащены учебно-производственные лаборатории колледжей и лицеев, а также студенческие общежития. Наконец, то, что едва не было утеряно: масштабировано профсоюзное движение, ветераны проф­образования вовлечены в образовательный процесс.

Для руководителей предприятий изменения столь же очевидны.

Ольга ПЕШКОВА, председатель территориальной организации работников учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— Сегодня искоренилась пагубная практика, когда каждое учреждение профобразования готовило кадры по огромному спектру профессий не по профилю. Подготовка велась не по тем профессиям, которые были востребованы экономикой Новосибирской области, а учитывалось лишь желание абитуриентов. Амбициозная программа развития профессионального образования, разработанная областным министерством труда, позволила достичь достойных результатов. Все задуманные преобразования свершились. Система профобразования продолжает совершенствоваться и сегодня. Я как представитель профсоюзной организации считаю, что высокие цели достигнуты именно за счет кадровой политики. Кадры — это основа основ. Оптимизация учреждений в период реформирования прошла без социальных потрясений, и в этом серьезную роль сыграли первичные профсоюзные организации, развитие которых в системе профобразования происходило при поддержке Игоря Викторовича Шмидта.

Александр КУККУС, председатель Совета ветеранов профессионального образования:

— Ветераны не сразу по достоинству оценили опережающее решение правительства области по выбранной в 2011 году траектории развития профессионального образования. Но сегодня, когда мы посмотрели учреждения проф­образования, ресурсные центры, когда ветеранов начали активно привлекать к участию в значимых мероприятиях, когда они увидели, как изменились учреждения, в которых они работали в свое время, то правильность выбранного пути по развитию системы подготовки кадров в нашем регионе стала очевидна. Наши ветераны, а их в области более 2,5 тысячи человек, участвуют в учебном процессе каждого учреждения профобразования. Министр труда Игорь Шмидт ставит вопрос, чтобы ни один ветеран не был забыт. Он поддерживает ветеранские организации, сохраняет традиции, и мы ему за это благодарны. За короткий срок, за пять лет, мы сумели сделать колоссальный шаг в изменении системы, в первую очередь произошли изменения в психологии людей. Все, кто продолжает работать в системе, убеждены в правильности принятых правительством региона, министерством труда решений, которые позволили сегодня заявить о нашей системе профобразования на уровне Российской Федерации. Мы вернули себе статус передового региона, каким он был в советские времена.  И этим очень гордимся.

Анатолий МАСАЛОВ, генеральный директор открытого акционерного общества «Сиблитмаш», президент общественной организации «Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий»:

— Я, наверное, был основным критиком системы профобразования лет 15–20 как минимум. Теперь я убедился, что за последние пять лет в системе проф­образования произошли ощутимые изменения. Прежде всего по материально-технической базе. Сегодня очевидно, что мы, предприятия, отстаем от лицеев и колледжей, и мы прекрасно понимаем, что обречены заниматься техническим оснащением, перевооружением своего производства, потому что выпускники учреждений проф­образования владеют новыми технологиями, умеют работать на современном оборудовании. Нам нужны именно такие специалисты, которых сегодня готовят в системе профобразования.

Андрей БРИКМАН, председатель Совета директоров учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области:

— Когда учреждения передали в министерство труда региона, были созданы оптимальные условия для сближения учреждений профобразования и работодателей. Благодаря этому процесс развития профессионального образования — закупка оборудования, разработка профессиональных образовательных программ — проходил под контролем работодателей, которые объединились в отраслевые советы по подготовке кадров. Главный результат модернизации системы — высокий показатель трудоустройства выпускников именно по полученным профессиям. В 2015 году он достиг 80 процентов. Трудовую судьбу каждого выпускника учреждения профобразования отслеживают два года.

Юрий БЕРНАДСКИЙ, генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий:

— Вопрос подготовки высококвалифицированных кадров всегда остается одним из приоритетных для промышленного комплекса области. Два года назад начат новый этап совершенствования системы подготовки рабочих кадров. Инициатива Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий по созданию системы общественно-профессиональной аккредитации профобразовательных учреждений Новосибирской области была поддержана министром труда Игорем Шмидтом. На сегодняшний день 32 профессиональные образовательные программы прошли аккредитацию. Над каждой программой работали более 20 экспертов со стороны работодателей, образовательные учреждения в ходе 4–6-месячного периода проведения профессионально-общественной аккредитации вносили необходимые корректировки. Такая работа положительно повлияет на уровень квалификации выпускников.

Валерий НОВОСЁЛОВ, председатель общественного совета по проведению независимой оценки качества деятельности профессиональных образовательных организаций Новосибирской области:

— Впервые в системе профессионального образования региона встал вопрос проведения независимой оценки. И создание нашего общественного совета, я считаю, большой шаг вперед в стремлении придать максимальную открытость системе профобразования и работать над ее совершенствованием. Первый год нашей работы был очень насыщенным. Мы провели 11 заседаний, поручили Региональному центру развития, оценки и сертификации квалификаций и МАРП провести независимую оценку по конкретным критериям: открытость и доступность информации об организациях; комфортность условий обучения; доброжелательность, вежливость, компетентность работников и удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. В целом средняя оценка по каждому критерию была от 75 до 95%. Это, в общем, высокие оценки качества образовательной деятельности и, конечно, результат тех изменений, которые произошли в системе. При этом есть над чем работать. Мы проанализировали каждый критерий каждого учреждения и при необходимости внесли свои предложения по повышению качества образовательной деятельности.

Задачи к 2020 году:

- обеспечение условий для подготовки по 50 рабочим профессиям и специальностям в соответствии с мировыми стандартами для реиндустриализации экономики Новосибирской области

- реализация с предприятиями реального сектора экономики совместных образовательных проектов — 100%

- приведение лабораторной и производственной базы в соответствие с международными стандартами и современными технологиями — 100%

- участие работодателей в независимой оценке качества ОПОП — 80%

- организация практикоориентированного обучения — 100%

- внедрение стандартов WorldSkills в итоговую аттестацию — 100%

- участие в олимпиадном движении, в т. ч. в формате WorldSkills — 100%

Фотографии статьи