Баланс знаний и рынка труда
Система среднего профессионального образования за период модернизации приобрела новый облик и новое содержание
Сегодня появилось четкое понимание, какие специалисты нужны предприятиям, какими профессиональными компетенциями должны овладеть выпускники, чтобы трудоустроиться.
Это понимание подкреплено результатами мониторинга кадровой потребности предприятий в перспективе, взаимодействием с работодателями, их участием в организации учебной деятельности и прохождении практики студентов профессиональных образовательных организаций.
Минтруд ставит перед собой новые задачи, их диктуют вызовы времени. Каковы приоритеты развития в системе профессионального образования сегодня? Как произошедшие перемены помогают сбалансировать спрос и предложение на рынке труда? Об этом и многом другом — в нашей беседе с министром труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорем ШМИДТОМ.
Большая перемена
В 2016 году независимую оценку качества образовательной деятельности пройдут абсолютно все профессиональные образовательные учреждения региона. Первую группу колледжей оценили в 2015 году. Проводится профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ. По сути, все это новый этап в развитии системы профобразования в регионе.
— Игорь Викторович, система профобразования продолжает совершенствоваться. Какую роль в этом играет внешняя оценка качества?
— Вы совершенно правы, добиться высокого качества возможно только через призму оценки главных потребителей результатов работы системы профессионального образования. Для того чтобы внешняя оценка в полной мере стала инструментом настройки наших колледжей и лицеев на потребителей, система должна учитывать интересы всех сторон, заинтересованных в качестве подготовки кадров: абитуриентов, родителей, профессионального сообщества, работодателей, общественных объединений, государства.
Например, абитуриенты хотят получить востребованную профессию, обучаться в комфортных, современных условиях, по окончании обучения трудоустроиться и получать достойную зарплату. Для работодателей важны высокое качество и производительность труда при минимальных издержках, поэтому их цель — чтобы выпускники в кратчайшие сроки включались в производственный процесс.
Мы хотим получить качественную обратную связь от всех сторон, и в государственной программе Новосибирской области по развитию среднего профессионального образования предусмотрены мероприятия по формированию независимой оценки.
— Что было самым непростым в процессе перенастройки системы профессионального образования?
— Труднее всего было отнюдь не изыскать средства в бюджете на закупку современного учебного оборудования, создание мастерских и учебных лабораторий, а поменять психологию, подходы к организации обучения.
Сначала надо было перестроить сознание, освободиться от привычки по старинке «выбрасывать» на рынок труда никому не нужных рабочих и специалистов. Выпустили и забыли. Это становилось серьезной проблемой в первую очередь для людей. Процент трудоустройства составлял около 65. Государственная служба занятости организовывала переобучение, выплачивала пособия по безработице выпускникам…
Сегодня ситуация в сети учреждений профобразования в корне изменилась. Предложение рынка труда и спрос оказались в одних руках — министерства труда, и все начало становиться на свои места.
Мы проводим мониторинг, видим прогноз кадровой потребности работодателей, анализируем эти данные и принимаем соответствующие управленческие решения. В результате в 2015 году трудоустроились только по полученной профессии более 80 процентов, а в целом занятость наших выпускников с учетом поступления в вузы, службы в армии, ухода за детьми составила практически 100 процентов.
Кто оценивает?
— Что в регионе уже сделано в сфере формирования независимой оценки качества и что еще предстоит?
— Мы уже добились того, что работодатели в разных формах участвуют в реализации всех профессиональных образовательных программ. Теперь они включились в работу по трем направлениям независимой оценки. Первое — профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ. С инициативой ее проведения к нам вышла Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП). Сегодня аккредитационные свидетельства МАРП получили 32 реализуемые программы в 22 образовательных учреждениях.
Второе направление — организация независимой оценки качества образовательной деятельности учреждений профобразования. Для этого в 2015 году по нашей инициативе был создан общественный совет. Подчеркну, он работает автономно от министерства. Недавно о первых результатах его работы доложил нам председатель Валерий Новосёлов. Полученные оценки позволили увидеть некоторые стороны, которые требуют нашего внимательнейшего анализа и принятия соответствующих решений для улучшения качества образовательной деятельности по отдельным показателям.
Третье направление — оценка профессиональных квалификаций. В регионе прошла апробация работы по оценке квалификаций выпускников. На базе девяти ресурсных центров созданы центры сертификации. Сегодня стоит задача добиться, чтобы они стали составной частью региональной системы оценки квалификаций. Независимая комиссия специалистов-экспертов организаций-работодателей будет присваивать квалификацию и выдавать свидетельства.
По мировым стандартам
— Преимущества проведения независимой оценки очевидны. Сегодня ставится задача подготовки кадров по мировым стандартам. Как наш регион идет к этой цели?
— Федеральным Министерством труда утвержден список из 50 наиболее востребованных новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, обучение по которым должно вестись в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.
В нашем регионе обучение по мировым стандартам ведется по 28 профессиям и специальностям из этого списка. Это значит, что на высоте должны быть и материально-техническая, и кадровая, и учебно-методическая составляющие, что повсеместно должны применяться инновационные методики и формы обучения, а большая часть этого обучения — проходить в условиях реального производства. Качество подготовки по профессиям из списка топ-50 измеряется результатами участия в соревнованиях по методикам международной организации WorldSkills.
— Какие специальности наиболее востребованы на рынке труда?
— По уровню образования высокая востребованность в рабочих и специалистах среднего звена — это более 80 процентов перспективной кадровой потребности предприятий и организаций области. Если рассмотреть в профессиональном разрезе, то необходимы квалифицированные специалисты технической направленности в приоритетных для экономики региона отраслях, в том числе промышленности, строительстве, транспорте, связи.
Хотя рынок труда обширен и для специалистов сферы услуг. Достаточно высокую потребность в квалифицированных кадрах продолжают испытывать сферы образования, здравоохранения.
— Каким образом министерство регулирует соотношение спроса и предложения на рынке труда?
— Министерство занимается всем комплексом развития трудовых ресурсов — регулированием рынка труда, трудовых отношений, заработной платы, подготовкой рабочих кадров, поэтому у нас в руках есть инструментарий.
Мы владеем ситуацией по текущей потребности, анализируя областной банк вакансий, через который проходит ежегодно 150 тысяч вакансий. Совместно с администрациями районов и городов проводим мониторинг потребности на пять лет вперед, на основе полученных данных открываем обучение по новым востребованным профессиям.
Кроме того, организуем переобучение взрослого населения. В 2015 году прошли профессиональное обучение, переподготовку, получили дополнительное профессиональное образование или повысили квалификацию 17 тысяч человек.
В рамках госпрограммы по содействию занятости мы реализуем мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Например, женщинам с детьми до трех лет предлагаем получить дополнительное профессиональное образование, что позволяет им вернуться к трудовой деятельности. Помогаем определиться с выбором профессии: только с начала года более 20 тысяч жителей региона получили государственную услугу по профессиональной ориентации. Восполняем дефицит квалифицированных работников за счет привлечения наших соотечественников, проживающих за рубежом, по программе добровольного переселения соотечественников.
— В апреле студенты наших ссузов блеснули на финальном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства. Это тоже результат реформы?
— Да, качество подготовки подтверждается результатами участия наших студентов в различных соревновательных мероприятиях. Мы по праву ими гордимся. Одни из самых новых достижений — первое место во Всероссийской олимпиаде в области химических технологий и второе место в области авиационной и ракетно-космической техники. Студентка Новосибирского химико-технологического колледжа имени Менделеева стала лучшей в России, второе место занял студент авиационного технического колледжа имени Галущака. Наши ребята составили конкуренцию студентам Москвы и Московской области. Это серьезная заявка. Ведь на олимпиаду приехали лучшие представители из 22 регионов страны, цвет профессионального сообщества.
Подобные победы говорят о признании как собственно профессионализма и прекрасного освоения образовательных программ студентами, так и о результатах работы по совершенствованию системы подготовки кадров в регионе.
ВАЖНО
По итогам Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» Новосибирская область вошла в тройку лидеров в номинации «Лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда».