USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Театр начинает, играет и…


Сразу двумя неординарными премьерами академических театров открывается в Новосибирске новый творческий сезон.

Первые премьеры сезона — это спектакли «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (этакий «Гамлет» наизнанку) по Стоппарду в «Глобусе» и «Три сестры» Чехова в «Красном факеле». Оба поставлены главными режиссерами — соответственно Алексеем Крикливым и Тимофеем Кулябиным. Премьерные показы в обоих театрах заявлены на 11 и 12 сентября, что создает для театралов с самого начала приятный стресс: надо успеть побывать на обоих почти одновременно. По словам Алексея Крикливого, совпадение дат абсолютно случайно. Но какой театр без интриги, добавим мы...

театр3.jpg


Первоклашки плюс

Если же говорить об абсолютном первенстве в открытии занавеса, то из года в год по традиции здесь лидирует молодежный театр, устраивая, помимо спектаклей, в День знаний, 1 сентября, праздник для первоклассников. На этот раз «Глобус» решил кардинально изменить его формат: сделать День знаний своеобразным продолжением июньского фестиваля ZNAKИ, как объяснила директор театра Елена Алябьева. Ведь первый день нового учебного года — праздник не только одних первоклашек, но и всех остальных школьников, а также студентов.

Называется новый образовательно-развлекательный проект «Метод «Глобуса» — умное шоу с интерактивом». С 12 до 17 часов на площади перед театром пройдут мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, сцендвижению, вокалу, гриму — словом, тому, что поможет открыть в каждом ребенке или подростке талант артиста. Всех собравшихся ждет знакомство с историей театра и тонкостями театрального этикета. В рамках программы можно будет побывать на месте художника-сценографа или модельера — создать сценический костюм или элемент декорации, изготовить предмет бутафории. 

Кроме того, ребята разных возрастов смогут своими руками здесь же, на празднике, сделать воздушные шары и запустить их в небо, освоить навыки военно-морского дела, погрузиться в мир живой истории с помощью реконструкторов, очутиться в профессиональном сообществе робототехников, поучить английский язык на траве; получить короткий, но интенсивный курс фотомастерства, провести химические опыты и овладеть бесценными знаниями в области занимательной науки (вплоть до игр с маленькими молниями). В этот день будут открыты и начнут свою работу школа интеллекта (мир настольных игр во всем его многообразии), школа красоты (с уроками макияжа, пастижа, имиджелогии), школа мыловаров и школа фокусов под руководством чародея и фокусоведа.

Волшебство в период кризиса

Чуть раньше на малой сцене театра начнется спектакль «Чук и Гек», в 14 часов он повторится. На большой сцене в это же время покажут мюзикл «Том Сойер». Кстати, глобусовская постановка режиссера Полины Стружковой «Чук и Гек» в дни осенних каникул приглашена в Воронеж на первый фестиваль спектаклей для детей «Маршак», где, по словам Алексея Крикливого, соберется весьма представительная группа участников. А вообще «Чук и Гек» по числу различных наград и приглашений на театральные форумы, как заметил главреж, скоро побьет успех знаменитого золотомасочного спектакля «Глобуса» «Двойное непостоянство». В декабре Полина Стружкова станет постановщиком новогоднего представления для самых маленьких зрителей (в рамках бэби-театра), а также особого действа в фойе, которое должно погрузить малышей в атмосферу волшебства театра. 

Нет, новосибирский молодежный театр «Глобус» не живет в безвоздушном пространстве.

— Мы понимаем, что в мире происходят разные события, — сообщил Алексей Крикливый. — Кто-то называет их кризисом, кто-то иначе. Но мы решили в новом сезоне, несмотря ни на что, не ссылаться, не уповать на эти трудности, а значит, не уменьшать количество премьер, наших желаний и амбиций. 

Директор театра Елена Алябьева видит резерв для того, чтобы «не запускать кризис в театр», не сдавать позиции, как и в прошлом году, показывать большее, чем в госзадании, количество спектаклей и таким образом зарабатывать дополнительные средства. Причем приоритетом являются, разумеется, творческие задачи. Хотя театральное здание, которому более тридцати лет, также требует постоянного ухода: протекает кровля, необходимо менять паркетное покрытие и многое другое.

Захватывающий опыт

В итоге «Глобус» заявляет в 86-м театральном сезоне семь премьер. Все они не случайны, вписываются в концепцию развития театра, творческого коллектива, и есть основания полагать, будут интересны и состоятельны в художественном плане. В их числе — «Первая любовь» Тургенева в постановке Ирины Керученко (новосибирцы видели на Рождественском фестивале ее «Кроткую» по Достоевскому), «Ревизор» Гоголя (режиссер Роман Самгин, знакомый зрителям по спектаклям «Скупой» и «Лес»), «Волшебник Изумрудного города» (режиссер «Глобуса» Иван Орлов), спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные» (режиссер Алексей Крикливый) и другие.

Напомним, в конце июня на большой сцене «Глобуса» был осуществлен предпоказ премьерного спектакля Алексея Крикливого «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», уже обретшего большое число поклонников. Режиссер признался, что это был захватывающий опыт, так как дал возможность создателям спектакля после встречи с публикой по-новому, отстраняясь, погрузиться в этот материал и вероятно даже что-то изменить.

Времена года по-краснофакельски

Главреж «Красного факела» Тимофей Кулябин, премьера спектакля которого состоится в те же дни, что и первая глобусовская, предпоказа «Трех сестер» не устраивал, однако в день открытия театральной кассы познакомил публику с перформансом на тему жизни в доме Прозоровых прямо в театральном фойе, что в свою очередь впечатляло и будило фантазию.

театр4.jpg

Скупые комментарии прессе тоже распаляли воображение.

— Постановка, как принято сейчас говорить, будет строго классическая в том понимании, в каком это чаще всего употребляется в СМИ, — не по мотивам, — заверил Кулябин. — В пьесе четыре акта, мы решили эту композицию сохранить, каждый акт будет длиться примерно 50 минут. Но они очень разные. Чехов написал такую пьесу, где у него в четырех действиях показаны четыре времени года, четыре времени суток — вот так все меняется, и нам будут необходимы паузы после каждого действия. В целом спектакль продлится около четырех с половиной часов, поэтому идти он будет в основном по выходным, и начинаться раньше, в 17 часов, чтобы зрители по окончании могли спокойно уехать домой.

К этому немногому стало известно, что к спектаклю готовятся субтитры на четырех языках.

театр1.jpg

— Необходимость в этом действительно есть, спектакль будет идти с субтитрами, — объяснил, ничего не объясняя, Тимофей Кулябин. — Более того, не только с русскими: мы готовим их еще на трех языках — французском, английском и немецком, чтобы впоследствии мы могли играть его для иноязычной аудитории. Такие заказы уже есть. Почему именно с субтитрами? Здесь есть некий секрет, в связи с которым так долго, практически два года, и шла работа над спектаклем.

Премьера «Трех сестер» пройдет 6 сентября в Екатеринбурге на Всероссийском фестивале «Реальный театр», потом спектакль поедет в родной Новосибирск. 

Татьяна ШИПИЛОВА