USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Другое мышление

Татьяна ШИПИЛОВА

В «Победе» завершается четвертый фестиваль польского кино, фильмы которого стали для зрителей откровением и поводом задуматься.

Нелегковесное кино

Польское кино грузит всерьез межличностными, интеллектуальными, моральными, религиозными проблемами. И мы, зрители, этому рады — на фоне бесконечных голливудских и всех остальных, подражающих ему блокбастеров это знак качества.

Новосибирский кинотеатр «Победа» проводит фестиваль польского кино в четвертый раз. И нет в его программе прокатного мейнстрима: по словам арт-директора «Победы» Наталии Павленко, фильмы многократно просеиваются через сито отбора. Поэтому каждый фестивальный день полон событий, каждая картина по-своему незаурядна. Хотя на этот раз безусловными хедлайнерами программы стали фильм Кшиштофа Занусси «Инородное тело» и картина Павла Павликовского «Ида», удостоенная нынче «Оскара».

Действие фильма «Инородное тело» (2014) происходит в современной Польше. Это история любви, оборвавшейся на самом пике чувств, и не осуществившегося до конца злодейства. Болевые точки этих сюжетных линий проходят через сердце и судьбу молодого итальянца Анджело. Он верующий человек, но его девушка уходит в монастырь, а начальница в корпорации, где он работает, до предела безнравственна и подставляет его так, что Анджело едва не оказывается на много лет в тюрьме. Что дает ему силы в этой ситуации выстоять, можно только догадываться…

Занусси — враг капитализма?

Фильм «Инородное тело» оставляет глубокое впечатление, и для меня, честно говоря, в большей мере темой почти гротескового образа управленца новейших времен, без чести, совести, сострадания к ближнему.

Чем хорош фестиваль? Тем, что вопросы можно задать непосредственно создателю картины — почетному гостю, автору сценария и режиссеру Кшиштофу Занусси.

Спрашиваю, вышла ли картина в польский прокат, была ли востребована и каким образом воспринята? Мэтр смеется: странно, если бы он ответил, что не востребована — и продолжает уже серьезно:

— Мы сейчас живем в обществе, где радуются капитализму, тому, что пришли международные компании и приносят нам деньги и новые возможности. Но они же приносят обман и покупают часто душу, а не работу. Поэтому никто не в восторге сегодня, увидев на экране, узнать, что он работает именно в такой компании.

По словам господина Занусси, у некоторой части критиков и журналистов картина вызвала раздражение и даже враждебность. Польша первая из стран социалистического лагеря рассталась с социализмом, и вдруг звучит его голос — голос человека, высказывающегося, как представляется его оппонентам, против капитализма.

— Это не совсем так, — полагает Занусси. — Я против тех деформаций, которые несет обществу свободный рынок. Это вопрос не костёла, не религиозной организации, а веры и морали: стоит ли заставлять себя быть порядочным, если за это не платят, и наоборот — эти качества могут принести человеку только жизненное поражение?

Жизнь по совести

Среди причин появления замысла фильма автор называет самые разные: от личных впечатлений, когда красивая 30-летняя, полная сил родственница ушла в монастырь до, конечно же, встречи с фигурой из прошлого (в фильме это приемная мать начальницы-злодейки) — сталинским прокурором Польши, которая укрылась от возмездия в Великобритании и так до конца жизни не раскаялась.

— В том, что эти люди не принесли покаяния, — считает режиссер, — корни многих наших сегодняшних проблем.

Еще на создание фильма его вдохновило то, что в Европе появилось в последнее время немало движений так называемого христианского возрождения, в которые люди, в основном молодежь, объединяются отнюдь не по указке сверху. К одному из них принадлежит и герой картины Анджело. Эти люди не демонстрируют принадлежность к какой-либо организации, они не находятся в конфронтации с официальной церковью, они просто нормально живут в обществе, работают. И только если их поведение вызывает интерес и вопросы о том, почему они себя так ведут: не берут взяток, не подсиживают соседа и так далее, — они могут ответить приглашением прийти к ним, попробовать тоже жить по совести.

Кшиштоф Занусси уверен, что христианство не исчерпало свой гуманистический потенциал, и видит в этих людях надежду мира. Хотя признает, что религия, то же католичество, к примеру, растеряла былое влияние, с тех пор как примкнула к официальной власти: «На первый взгляд получили поддержку, а на самом деле потеряли самое главное — дух».

С мечтой о рае

На фестивале был показан также первый фильм мэтра «Структура кристалла», с которым 46 лет назад молодой Занусси (ученый-физик по первой профессии) побывал в Новосибирске, в Академгородке и навсегда в них влюбился: «Здесь я увидел настоящую интеллигенцию, которую раньше знал по пьесам Чехова и романам Тургенева. Это была огромная радость!». Поэтому завершение разговора с классиком польского кино не прозвучало так парадоксально, как могло бы прозвучать:

— Сегодня проблема духовных ценностей — это проблема развития общества. Я бывший физик и считаю себя верующим. Современная наука помогает мне что-то понять в бессмертии, в тех чудесах, что сопутствуют вере. Наука объясняет это современным языком, в том числе нашу мечту о рае. И это не бред, это возможность другого мышления.

К сожалению, из-за политических аспектов нынче не состоялся запланированный ранее в обеих странах перекрестный Год российско-польской культуры. Но новосибирский форум польского кино, несмотря на многочисленные сложности, проходит успешно. Этому помогла убежденность основателей фестиваля, в их числе генерального директора компании «БЕЛЛА Сибирь» Гжегожа Сулковски и Генерального консула Польши в Иркутске Марека Зелиньски, который накануне открытия сказал: «Культура остается одной из основ, благодаря которой мы можем спокойно работать, можем сотрудничать. Для нас очень важно, что осталась такая опора. Это дает надежду, что все разногласия будут преодолены».

 

 

Фотографии статьи
Кадр из фильма "Инородное тело"