Другое мышление
В «Победе» завершается четвертый фестиваль польского кино, фильмы которого стали для зрителей откровением и поводом задуматься.
Нелегковесное кино
Польское кино грузит всерьез межличностными, интеллектуальными, моральными, религиозными проблемами. И мы, зрители, этому рады — на фоне бесконечных голливудских и всех остальных, подражающих ему блокбастеров это знак качества.
Новосибирский кинотеатр «Победа» проводит фестиваль польского кино в четвертый раз. И нет в его программе прокатного мейнстрима: по словам арт-директора «Победы» Наталии Павленко, фильмы многократно просеиваются через сито отбора. Поэтому каждый фестивальный день полон событий, каждая картина по-своему незаурядна. Хотя на этот раз безусловными хедлайнерами программы стали фильм Кшиштофа Занусси «Инородное тело» и картина Павла Павликовского «Ида», удостоенная нынче «Оскара».
Действие фильма «Инородное тело» (2014) происходит в современной Польше. Это история любви, оборвавшейся на самом пике чувств, и не осуществившегося до конца злодейства. Болевые точки этих сюжетных линий проходят через сердце и судьбу молодого итальянца Анджело. Он верующий человек, но его девушка уходит в монастырь, а начальница в корпорации, где он работает, до предела безнравственна и подставляет его так, что Анджело едва не оказывается на много лет в тюрьме. Что дает ему силы в этой ситуации выстоять, можно только догадываться…
Занусси — враг капитализма?
Фильм «Инородное тело» оставляет глубокое впечатление, и для меня, честно говоря, в большей мере темой почти гротескового образа управленца новейших времен, без чести, совести, сострадания к ближнему.
Чем хорош фестиваль? Тем, что вопросы можно задать непосредственно создателю картины — почетному гостю, автору сценария и режиссеру Кшиштофу Занусси.
Спрашиваю, вышла ли картина в польский прокат, была ли востребована и каким образом воспринята? Мэтр смеется: странно, если бы он ответил, что не востребована — и продолжает уже серьезно:
— Мы сейчас живем в обществе, где радуются капитализму, тому, что пришли международные компании и приносят нам деньги и новые возможности. Но они же приносят обман и покупают часто душу, а не работу. Поэтому никто не в восторге сегодня, увидев на экране, узнать, что он работает именно в такой компании.
По словам господина Занусси, у некоторой части критиков и журналистов картина вызвала раздражение и даже враждебность. Польша первая из стран социалистического лагеря рассталась с социализмом, и вдруг звучит его голос — голос человека, высказывающегося, как представляется его оппонентам, против капитализма.
— Это не совсем так, — полагает Занусси. — Я против тех деформаций, которые несет обществу свободный рынок. Это вопрос не костёла, не религиозной организации, а веры и морали: стоит ли заставлять себя быть порядочным, если за это не платят, и наоборот — эти качества могут принести человеку только жизненное поражение?
Жизнь по совести
Среди причин появления замысла фильма автор называет самые разные: от личных впечатлений, когда красивая 30-летняя, полная сил родственница ушла в монастырь до, конечно же, встречи с фигурой из прошлого (в фильме это приемная мать начальницы-злодейки) — сталинским прокурором Польши, которая укрылась от возмездия в Великобритании и так до конца жизни не раскаялась.
— В том, что эти люди не принесли покаяния, — считает режиссер, — корни многих наших сегодняшних проблем.
Еще на создание фильма его вдохновило то, что в Европе появилось в последнее время немало движений так называемого христианского возрождения, в которые люди, в основном молодежь, объединяются отнюдь не по указке сверху. К одному из них принадлежит и герой картины Анджело. Эти люди не демонстрируют принадлежность к какой-либо организации, они не находятся в конфронтации с официальной церковью, они просто нормально живут в обществе, работают. И только если их поведение вызывает интерес и вопросы о том, почему они себя так ведут: не берут взяток, не подсиживают соседа и так далее, — они могут ответить приглашением прийти к ним, попробовать тоже жить по совести.
Кшиштоф Занусси уверен, что христианство не исчерпало свой гуманистический потенциал, и видит в этих людях надежду мира. Хотя признает, что религия, то же католичество, к примеру, растеряла былое влияние, с тех пор как примкнула к официальной власти: «На первый взгляд получили поддержку, а на самом деле потеряли самое главное — дух».
С мечтой о рае
На фестивале был показан также первый фильм мэтра «Структура кристалла», с которым 46 лет назад молодой Занусси (ученый-физик по первой профессии) побывал в Новосибирске, в Академгородке и навсегда в них влюбился: «Здесь я увидел настоящую интеллигенцию, которую раньше знал по пьесам Чехова и романам Тургенева. Это была огромная радость!». Поэтому завершение разговора с классиком польского кино не прозвучало так парадоксально, как могло бы прозвучать:
— Сегодня проблема духовных ценностей — это проблема развития общества. Я бывший физик и считаю себя верующим. Современная наука помогает мне что-то понять в бессмертии, в тех чудесах, что сопутствуют вере. Наука объясняет это современным языком, в том числе нашу мечту о рае. И это не бред, это возможность другого мышления.
К сожалению, из-за политических аспектов нынче не состоялся запланированный ранее в обеих странах перекрестный Год российско-польской культуры. Но новосибирский форум польского кино, несмотря на многочисленные сложности, проходит успешно. Этому помогла убежденность основателей фестиваля, в их числе генерального директора компании «БЕЛЛА Сибирь» Гжегожа Сулковски и Генерального консула Польши в Иркутске Марека Зелиньски, который накануне открытия сказал: «Культура остается одной из основ, благодаря которой мы можем спокойно работать, можем сотрудничать. Для нас очень важно, что осталась такая опора. Это дает надежду, что все разногласия будут преодолены».