USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Биотехнологии Сибири: трудности прорыва

Юлия НАЗАРЕНКО

Почему в новосибирских аптечных киосках днем с огнем не сыщешь местные инновационные препараты? Те самые, о которых сегодня так много говорят, сообщая об их уникальности и эффективности, превосходящей воздействие импортных средств. Когда же детища сибирского биобума, который все активнее поддерживает государство, прорвутся к потребителю?

Вроде есть, а вроде нет
Однажды по просьбе друзей из Казахстана, наслышанных о чудодейственных свойствах новых препаратов, которые-де производят в Новосибирске, пришлось обшарить едва ли не все аптечные сети мегаполиса. Результат всюду был отрицательный: «Мы не заказываем» или «Такого в наличии нет». Интернет подсказал, что препарат можно-таки приобрести, но только через врача, вовлеченного в процесс распространения, или в фирме, которая производит средство.

Надо признать, цена продукта отечественной биофармацевтики кусается. Однако те, кто хоть однажды воспользовался новинкой, непременно советуют ее друзьям и знакомым. Казалось бы, спрос есть. Между тем этих инновационных препаратов как не было, так и нет в аптеках. За редким исключением — в последнее время доктора городских стационаров нет-нет да и порекомендуют тот или иной биопродукт новосибирских научно-производственных фирм. Кое-где, к примеру, в клинических отделениях Академгородка, стараются применять новинки в процессе лечения пациентов. Но массового спроса не сформировано. И это беда.

Как заявил на состоявшемся в начале июня форуме технологического развития «Технопром-2015» Андрей Бекарев, генеральный директор Сибирского центра фармакологии и биотехнологий, возглавляющий совет директоров Биотехнопарка Кольцово, отсутствие спроса губит многие хорошие проекты. Кто согласится вкладывать капитал в промышленное масштабирование нового препарата, если его коммерческий успех не ясен?

— Инвесторы придут, когда есть четкое видение, понимание, что будет возврат средств, — говорит Андрей Бекарев. — Они охотно вкладываются в земельную и строительную отрасли. В том же, что касается сложных проектов, к которым относятся био- и фармацевтические технологии, результат не очевиден. Хотя практика показывает, что идеи у нас есть в огромном количестве и мы делаем много хороших вещей.

Вот именно — хороших. Это понимают и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях власти. Вот только понимание это не дает ожидаемого эффекта. Точнее, какой-то эффект есть, но это как выстрел холостыми патронами: дыма много, а цель не достигнута. Бекарев привел пример с производством «Тромбовазина». Великолепная разработка ученых сибирских институтов плюс огромные инвестиции уперлись в рыночный тупик. Революционного прорыва массовый потребитель не увидел, потому что его как лечили, так и лечат импортными препаратами. И, конечно, не потому, что не знают о «Тромбовазине». Знают и чиновники, и врачи. Все кивают головами: «Да-да, хорошая вещь», но почему-то проблема с места не сдвигается.

Под кого система «заточена»?
А если бы фармрынок регулировал потребительский спрос, а не государство, ситуация бы изменилась? Представители сибирских инновационных компаний искренне сомневаются, что смогут преодолеть маркетинговую мощь иностранных фармацевтических колоссов. Кто же просто так уступит такую дойную корову, коим является многомиллионный российский потребитель? На каждые 1,7 тысячи россиян по статистике приходится одна аптека, что превышает показатели территориальной доступности медикаментов в развитых странах.

Постепенно, не без участия государственного регулятора отечественные производители отбивают свою долю рынка в России. Как рапортовал главе государства Минздрав РФ в мае этого года, доля российских лекарств по количеству упаковок уже составила 60 процентов в общем объеме. Правда, в денежном эквиваленте это не более четверти лекарственного оборота.

Мировая фармацевтика — гигантский бизнес, по оценкам аналитиков, сравнимый по масштабам и высокодоходности с рынком вооружений и его сложной системой международных экономических связей.

Наиболее стремительно развивающимися сегментами являются направления биологически активных добавок и дженериков — дешевых аналогов известных лекарств. То, чем и в Сибири занимаются. Вот только если во всем мире дженерики занимают от 30 до 50 процентов рынка фармацевтики, то у нас их доля пока «сиротская».

— То же самое может касаться любого другого инновационного продукта в России. Если мы не создадим систему спроса, то сколько бы денег на него не тратилось, все бессмысленно. Мы говорим, что нужно выходить на иностранные рынки, но при этом не можем прорваться даже на собственный, — заключил Андрей Бекарев.

Его поддержал и другой участник межрегионального совещания по по биотехнологиям в рамках «Технопрома-2015» — генеральный директор Биотехнопарка Владимир Кожевников. Он заявил, что «иностранным компаниям даются преференции, им гораздо легче попасть на наш рынок, чем нам, например, на рынок Евросоюза. Российский инновационный продукт априори не попадает по формальным критериям, потому что используются другие, нетрадиционные технологии. Выходит, что судьба российской фармацевтики нового поколения зависит не только от размеров госсубсидий на разработку и внедренческие процессы, коммерциализацию инновационной продукции, но еще и от того, под кого «заточена» система пропуска на рынок.

Каждый должен заниматься своим делом
Одним из выходов видится объединение усилий отечественных биотехнологических компаний. Так, профильный кластер создан в наукограде Кольцово. Его участники намерены ударить по зависимости страны от зарубежных фармкомпаний. Объем производства фармацевтических препаратов на территории наукограда Кольцово сегодня превышает семь миллиардов рублей. Предполагается, что к 2030 году этот показатель удвоится.

Резидентами новосибирского Биотехнопарка, создание которого должно завершиться в этом году, разрабатываются новые вакцины против ветряной оспы, ротавируса, папилломавируса. «Эти препараты будут заметно дешевле западных аналогов», — сообщил Сергей Нетесов проректор по научной работе Новосибирского госуниверситета.

Что касается поворота рынка к отечественному производителю, то присутствовавший на дискуссии по биотехнологиям директор департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артём Шадрин предложил инноваторам более конкретно сформулировать задачу для профильных министерств. Чтобы каждый занимался своим делом и разработчики не бегали по бюрократическим коридорам, а двигали российскую фармацевтику вперед.

КОММЕНТАРИИ
Артём ШАДРИН, директор департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ:
— В рамках Фонда инфраструктурных и образовательных программ идет формирование реестра инновационной продукции. Мы сейчас рассматриваем, как лучше развивать это направление. Если пройдены все хотя бы минимальные требования безопасности и оценки эффекта лекарств, на уровне правильной их презентации и донесения информации бизнес будет более успешен. Давайте найдем инструмент, подумаем, в каком формате рассказать о преимуществах российских разработок. Если нужно сделать соответствующую рассылку, кто это должен делать — Росздравнадзор или саморегулирующие организации? Хотя на собственном опыте знаю, что информация, доводимая вышестоящим федеральным органом, и информация от саморегулирующей организации по-разному воспринимаются на уровне региона. Речь не только о допуске продукции на рынок, но и о рекомендациях Росздравнадзора.

Андрей БЕКАРЕВ, генеральный директор ЗАО «Сибирский центр фармакологии и биотехнологий»:
— Как ни странно, но жизнь зарубежных производителей на территории РФ представляется мне более благополучной. Я не раз слышал от отечественных чиновников мнение: все, что производится на Западе, априори хорошо, а в России подобного не произведут никогда. В связи с этим западным продуктам не только везде дорога, но и почет, а также преференции для государственных закупок. Приведу простой пример: в Новосибирске есть собственное производство светодиодных светильников, которые по своим характеристикам значительно превосходят китайские аналоги, но последние дешевле на 10 процентов, и это хоть и решающий, но, по моему мнению, очень важный фактор. А то, что эти деньги не уйдут в Китай, а могут остаться в области в виде налоговой базы, зарплат, никого не волнует. Это один из массы примеров. Спрос, конечно, есть, но не на отечественные продукты.

КСТАТИ
На Международном форуме технологического развития «Технопром-2015» состоялась презентация программы «Сибирская биотехнологическая инициатива». Инициаторы планируют в течение пяти лет в разы увеличить производство пищевых ферментов, биодженериков, субстанций для антибиотиков, компонентов современных вакцин и других биопрепаратов, а также существенно расширить рынок их потребления. Так, если сегодня регионы Сибирского федерального округа потребляют биопродукции примерно на 180 миллионов долларов в год, из которых только 10 процентов производится на территории Сибири, то к 2020 году объем потребления планируется увеличить до 560 миллионов долларов, причем более 60 процентов объема должно приходиться на биопродукты собственного производства.