Кино про любовь. Всё по-взрослому
В Новосибирске начались съемки полнометражного игрового фильма. Есть ли у города шанс стать киностолицей?
Новосибирск вовсе не Нью-Васюки, но, положа руку на сердце, признаемся — комплекс провинциальности по отношению к точкам на карте, где снимают полнометражное игровое кино, у нас есть. Несмотря на то что во взаимоотношениях города с десятой музой были и яркие романы, и перманентно возникающий болливудский бум, за ним — анонсы, премьеры, презентации («экшн, снятый в Новосибирске!», «это не первый фильм нашего земляка!»), в результате все как-то истаивает дымом местного фимиама и славы киностолицы нам не сулит.
«Стоп, снято!»
И вот на этом фоне прилетает очередное приглашение: 16 июня на Западно-Сибирской киностудии состоится церемония официального начала съемок полнометражного фильма, приходите, мол, вместе с нами порадуйтесь…
С любопытством и, каюсь долей скепсиса оглядываем приспособленную под съемочный павильон тон-студию (а что, по размерам вполне — что вглубь, что ввысь) бывшей студии кинохроники. Выгородка с декорацией — зеленый монохромный задник с колоритным деревцем-корягой, прожекторы, камеры, люди (среди них несколько известных новосибирских драматических артистов). Взгляд выхватывает и культовое кресло с надписью на спинке «Режиссер». Вокруг какая-то особая, подчиненная собственной логике, взвинчено-праздничная атмосфера. Даже никогда прежде не бывавший на съемочной площадке человек сразу понимает: сейчас появится девушка с хлопушкой и скажет: «Фильм такой-то, кадр такой-то, дубль первый!» И представьте себе, так оно и произошло…
На режиссерский трон спокойно, непафосно уселась приятная блондинка в белых брючках и, обращаясь к оператору, заявила: «Владимир Васильевич, начинаем снимать».
— Фильм «Книга первых событий»! Кадр первый, дубль первый! — не заставила себя ждать хлопушка. И понеслось…
Зазвучал незнакомый вальс, на площадке закружилась в романтическом танце прелестная пара — мужественный юноша с обнаженным торсом и хрупкая русоволосая девушка в тунике. Оператор несколько раз их останавливал, чтобы не заступали условную черту и не выпадали из кадра. Раз-два-три, раз-два-три, улыбка, взгляд, балетная поддержка… Минут через пятнадцать первые кадры нового фильма были сняты, традиционная в таких случаях тарелка с названием картины и именами постановщиков была расколота волевой рукой режиссера на мелкие осколки, тут же без остатка разобранные («чтобы потом еще попасть в кино») собравшимися. По азарту и заинтересованности всех одариваемых битым стеклом стало понятно, что этот обычай был здесь не менее значим, чем бросание на свадьбе в толпу подружек невестиного букета.
Что за кадром?
Спрашиваем режиссера Ирину Према: что еще в процессе работы добавится к снятым сейчас кадрам?
— Средние, крупные планы — взгляды влюбленных, то есть еще много-много будем снимать. Потом вместо зеленого фона подложим красивую картинку, звездное небо, ну и так далее…
Фильм, а это фэнтези на тему любви двух людей из разных миров, у Ирины, оказывается, не первый, а пятый. Она профессионал. Вначале — выпускница первой в Новосибирске киношколы, которую создал двадцать лет назад известный режиссер Вадим Гнедков — родоначальник новосибирского художественного кино (у него снимались Бирюков, Болтнев, Ромашко, а фильмы получали всероссийское признание), затем, уже на базе высшего образования, — Московской киношколы, где окончила сценарные курсы Александра Митты и режиссерскую мастерскую игрового кино Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. В 2008 году Иринин дипломный игровой фильм «Марик», над которым она, кстати, работала с президентом Гильдии кинооператоров России Игорем Клебановым, получил несколько престижных наград, в том числе и на международном кинофестивале. Не осталась незамеченной и картина 2012 года «Письмо к матери», снятая в Новосибирске, как и «Марик», с местными актерами.
И вот новый проект по большому счету весьма амбициозный. На вопрос о планах Ирина Према с улыбкой отвечает:
— Чтобы фильм вышел в прокат и попал на международные фестивали. И добавляет: «Мой первый учитель Вадим Гнедков радел за то, чтобы в нашем городе кинематограф развивался. Хотел поднять его, но не успел. Надеюсь, мы еще при жизни успеем».
Она гордится Новосибирском. Когда приехала с этим замыслом из Москвы, думала, не найдет в городе специалистов.
— А потом, когда кинули клич, что есть небольшое финансирование, столько народу, столько специалистов хороших подтянулось. Тех, кто еще не перегорел, кто не на деньги ставит, а на творчество.
— Что за финансирование? — мгновенно реагируем мы, потому что этот вопрос больной и за бесплатно новосибирцы уже работали не раз, но на пост-продакшн и продвижение фильмов денег не хватило. — Областной минкульт, спонсоры?
— Спонсоры плюс мои личные накопления. А по просьбе минкульта планетарий помог нам со съемочным оборудованием.
Знакомые лица
Круговая панорама взглядом по павильону: знакомые все лица. Команда на самом деле собралась очень сильная. И даже бывалая: кино манит, но не в новинку, а по прежнему опыту.
Например, у краснофакельца, заслуженного артиста РФ Сергея Новикова целый список интересных киноролей: в «Стерве» у Сергея Афанасьева, фильме Александра Прошкина «Чудо», картине Славы Росса «Сибирь. Монамур». И вот еще одна попытка…
— Или авантюра?
— Жизнь покажет, — философски парирует артист и признается, что о прежних работах у него самые светлые воспоминания, непреходящая ностальгия по кинопроцессу, желание сниматься.
— Здесь в отличие от театра совсем другая атмосфера, подход к материалу, его проживание. Ощущение, что ты делаешь это один раз и надолго и потом исправить ничего нельзя. С одной стороны, большая ответственность, чтобы не испортить фильм своим присутствием, с другой — желание вообще не осрамиться, доказать, что ты можешь. Это заражает и царапает, пробуждает желание сниматься еще и еще.
Поскольку подробности сюжета притчи-сказки киногруппа старалась не разглашать, про будущего героя Новикова мы узнали только, что он одна из ключевых фигур в картине — Повелитель грез. На кастинге ему не было альтернатив.
— Роль маленькая, а надо глубину дать, — говорит режиссер, — все-таки Повелитель снов. Где такую глубину возьмешь? Только у Сергея Новикова… Он талантлив невероятно, столько придумок, мыслей предложил уже на пробах. Ему не было равных.
Данила Козловский отдыхает
В главной роли снимается Вячеслав Сысоев — двадцатитрехлетний актер Алтайского драматического театра имени Шукшина. Он был приглашен на кастинг по фотографии на сайте театра. Хорош собой, пластичен. А улыбка!.. «Легенда № 17» отдыхает. Для Славы в отличие от Новикова здесь все внове, есть чему учиться.
— Для того чтобы снять первые кадры, потребовалось около четырех репетиционных часов, — рассказывает молодой актер. — Сначала была постановка самого танца, потом выучивание движений, потом накладывали это на музыку, теперь все это раскладывается на камеру… Это мой первый опыт работы в кино. Самое сложное: мне, человеку театральному, надо свои мозги в некотором роде перевернуть, потому что в театре мы привыкли играть всю историю от начала до конца, с полным развитием образа. Здесь же, к примеру, вот эти сегодняшние кадры будут в фильме не в начале, а где-то в середине. Еще знаю, предстоит мне такое: стоишь, никого не трогаешь, а тебе говорят: «Раз, два, три — начал плакать!» Все это для меня пока неясно, интересно и даже страшновато…
Выведываем у Славы, что он играет одного из Демиургов, создателей, творцов, который влюбляется в собственное создание, девушку Лювену (расшифровывается как Любовь, Вера, Надежда). В этой роли снимается студентка Новосибирского театрального института Катерина Дорогина. И еще — что сам он верит в любовь, она у него есть и он, «наверное, счастлив».
3D и другие штучки
Абсолютно счастливыми выглядели в этот момент и два мастера — люди, без которых ни одному серьезному кинопроекту не обойтись, — художник и композитор. Это известный новосибирский сценограф Владимир Авдеев, делавший фильмы с Леонидом Сикоруком (эскизы декораций к ним теперь хранятся в московском Музее кино), сериалы на Свердловской киностудии и картину «Тайга» на «Новосибирсктелефильме» с Владленом Бирюковым и Андреем Болтневым в главных ролях.
— На новосибирских студиях столько декораций не строили никогда. Тут и жилища героев, и куча всевозможных объектов. Работа большая, интересная, со всякими тонкостями, а это я люблю, — признается Авдеев. — Тем более что сейчас, пока у меня была пауза с кино, изменилась съемочная техника, надо подстраиваться, придумывать новые решения…
Композитор Андрей Молчанов, автор нашумевшей в Новосибирске оперной премьеры прошлого сезона «Кентервильское привидение», уже работал с Ириной Према над документальным фильмом. Ему интересна специфика кино игрового и так же, как художнику, применение «всех этих новых технологий».
Получится ли фильм? Будет ли у него удачная судьба? Общаясь со съемочной группой, мы постепенно проникались надеждой. К тому же еще один главный (наравне с режиссером) на съемках человек — кинооператор Владимир Кислицын, единственный в группе москвич, объясняя нам и самому себе, зачем он в это ввязался (лететь на несколько месяцев в Сибирь, снимать какую-то сказку), констатировал: «Нашего режиссера Ирину Према я называю «снаряд с улыбкой». У нее необыкновенный дар убеждения, умения находить людей, близких по крови, и превращать их в своих единомышленников».