Помолодеть в девяносто три
Один из старейших толстых российских журналов, похоже, обретает второе дыхание
Можно ли помолодеть накануне своего 93-летия? Согласитесь, вопрос звучит как риторический. Но приятные исключения бывают. Отметивший в марте нынешнего года именно эту дату старейший в стране литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сибирские огни» помолодел на глазах и заметно. Во-первых, внешне: на обложке появились цветные репродукции сибирских художников, во-вторых, не так явно, но уверенно меняются структура и содержание журнала.
«Сибирские огни» не микс
Перед этим он пережил недолгий, но бурный период реформ (окончательно перейдя под крыло областного минкульта) и кадровых перестановок, в результате которых трижды сменилось руководство журнала. В итоге главным редактором стал известный новосибирский прозаик Михаил Николаевич Щукин — один из создателей и более десяти лет главный редактор популярного далеко за пределами области (кстати, выходившего без государственной поддержки) журнала для семейного чтения «Сибирская горница».
Как всегда в творческих сферах бывает, новый руководитель пришел в «Сибирские огни» со своими идеями. И хотя главная, стержневая была более чем резонной — «оправдывать название: публиковать материалы, тематически и географически связанные с Сибирью», однако вкупе с тем, что «Сибирская горница» имела, скажем так, духовно-патриотическую направленность, это стало основным поводом волнений для оппонентов данного назначения. Мол, Щукин превратит «Сибирские огни» в микс «Сибирской горницы» с «Нашим современником».
Но как прозаик, понимающий толк в гармонии и органичности целого, а также общественный деятель и опытный издатель Щукин, судя по всему, не собирается заниматься какой бы то ни было умозрительной «алхимией». Культурная традиция, преемственность — вот что, судя по всему, для него приоритет. Он прекрасно знает историю старейшего издания: журнал создавался в 20-е годы молодыми, тридцатилетними, талантливыми и очень профессионально продвинутыми людьми, которые видели свою цель в объективном осмыслении на сибирской земле происходящего (они были центристы), а главное — в поддержке и развитии здесь, за Уралом, полноценного литературного процесса.
На недавней презентации свежих номеров издания в областной научной библиотеке Михаил Николаевич в качестве примера рассказал, как в 20-е годы благодаря публикациям в «Сибирских огнях» пришел в литературу и стал известным советским поэтом омич Леонид Мартынов, позже с благодарностью к редакции журнала писавший в воспоминаниях: «Мне шел восемнадцатый год, Я был очень талантливый, гордый и независимый. Исповедовал одно правило: нравится — печатайте, не нравится — я вас не держу…». И ведь заметили, приветили, выпестовали. Как и многих других в течение многих десятилетий. Еще пример: опубликованная в апрельском 2015 года номере переписка с редактором журнала начинающего тогда иркутского писателя Валентина Распутина по поводу подготовки к публикации его повести «Деньги для Марии». В этих письмах есть в частности такие признания: «Конечно, я рад, что попадаю в «Сиб. огни» и «Если что-то будет, конечно, я в первую очередь покажу «Сиб. огням». Я считаю себя вашим автором».
Команда, без которой…
Поэтому мечта-идея и первоочередная его задача, как признался главный редактор «Сибирских огней» нашей газете, — собрать молодую команду поэтов, драматургов, прозаиков вокруг журнала.
— И они уже работают на журнал, — заметил Щукин. — Причем некоторые авторы, которые сегодня появляются, страшно подумать, печатались у меня еще в журнале для детей и юношества «Отчий мир»… А сегодня среди них члены Союза писателей, кандидаты филологических наук.
Каким образом работают молодые на «Сибирские огни»? Им заказаны статьи, готовятся к публикации стихи и проза. Но самое принципиальное и значимое, и это взгляд не изнутри, а со стороны, — они признали старейший, вовсе не новомодный журнал своим, активно участвуя в публичных мероприятиях по презентации издания.
А мероприятий таких с начала года прошло немало. Это прежде всего «Писательский десант» с многочисленными выступлениями перед жителями области: побывали в Сузунском, Маслянинском, Черепановском, Мошковском, Чулымском районах, в планах — объездить всю область и не раз. Живой разговор писателей с читателями о жизни и литературе, как и в прежние времена, в глубинке ценится высоко. А поскольку в сибогневском молодежном пуле сегодня есть также драматурги, например Кристина Кармалита (она же — известный поэт) и Дмитрий Рябов, то большой интерес у аудитории вызывают авторские читки современных пьес. В Новосибирске молодые поэты представляют свои стихи, участвуя под брендом «Сибирских огней» в городских культурных акциях типа «Ночи музеев» и «Библионочи»…
Отметим: странички журнала в соцсетях, созданные в марте этого года, буквально брызжут молодой энергией — здесь можно узнать не только «что, где, когда», но и массу интересной информации по истории сибирской литературы, культурной жизни страны в целом, прикоснуться к горячим полемическим точкам современного искусства. Сайт издания доступен, без просрочек актуализирован, на нем можно отыскать как свежий номер, так и архив. Замечательным добавлением к нему стал оцифрованный недавно комплект «Сибирских огней» с 1926 по 1940 год, разместившийся на электронном ресурсе Новосибирской областной научной библиотеки.
Земляки-единомышленники
Кандидат филологических наук поэт и драматург Екатерина Климакова, одна из участниц молодой команды авторов, формирующейся сегодня вокруг журнала, десять лет назад, будучи студенткой, проходила практику в издательском доме «Сибирская горница», где и познакомилась с Михаилом Николаевичем Щукиным. Его идеи, дела, поясняет она, уже тогда стали созвучны ее собственным представлениям. А это — любовь к той земле, на которой живешь и стал таким, каков ты есть; понимание того, что она перекресток множества исторических линий и путей. То есть в каждом деле, которое сегодня делается, есть связь со всеми этими дорогами. Поэтому каждую секунду ты несешь ответственность за то, как ты используешь прошлое и каким будет после тебя будущее, для которого ты станешь прошлым.
— Журнал, специализирующийся на сибирской литературе и сибирской тематике должен быть, — говорит Екатерина Климакова. — Да, мы все прикованы к Интернету, но там очень много всего и не так просто ориентироваться. И я могу сказать как читатель, а не как человек пишущий, если в «Сибирских огнях» появляется уникальный материал, его действительно больше нигде не прочитаешь. Таковы ожидания по отношению к журналу и во всем мире. В журнале с сибирским названием читатели и специалисты хотят видеть именно сибирскую литературу.