Душа открыта: заезжайте!
В селе Еланка Усть-Таркского района двадцать лет назад открылся музей
Если какой-нибудь путник завернет в это старинное село, то ничего удивительного там сразу не обнаружит. Типичный уголок современной глубинки, хотя из разряда вполне еще жизнестойких: с добротным хозяйством, школой, своими традициями и населением около 600 человек. Но удивительное рядом. Это легко понять, если проникнуть Еланке в самую душу.
Танцуя… от кровати
Душой села называют библиотеку и музей, расположенные в смежных залах. Называют недаром — жизнь здесь сосредоточена во всей своей полноте. Праздники, тематические уроки, конкурсы и викторины, познавательные и культурно-развлекательные программы, интересные встречи, многое другое — навскидку все, что в этих стенах происходит, не перечислишь! А почти две тысячи музейных экспонатов, включая документы, фотоснимки, предметы быта и другие ценности, способны оживить поистине богатейшую историю села и его окрестностей.
Своим рождением музей обязан Антонине Миллер и Нине Шишкиной, заведующей библиотекой и ее методисту соответственно. Родные сестры-коллеги, в девичестве Борисенко, откликнулись в 1995 году на призыв областного центра поучаствовать в смотре сельских краеведческих уголков и создали таковой в структуре своего учреждения. Скромную пилотную коллекцию собрали на скорую руку из того, что под эту самую руку подвернулось.
— Первым нашим экспонатом стала железная кровать, — вспоминает Нина Павловна. — Мы с сестрой ее на старом огороде нашли и вдвоем сюда притащили — грязную, покореженную... Отмыли, покрасили и поставили в библиотеке. Затем предложили селянам принести какие-нибудь вещи, которые могут представлять историческую ценность…
Изначально сестры не сомневались, что проект будет временным: мол, участие в акции примем и свернем это дело. Но дело нежданно-негаданно их затянуло, увлекло, и решили наши активистки дать ему полный ход. Взялись восстанавливать историю своей малой родины, отправились по архивам да по дворам односельчан, главным образом старожилов: наверняка им есть что поведать и чем для общего блага пожертвовать.
Хорошо, сейчас компьютеры стоят повсеместно. Завели свою электронную базу и еланские библиотека с музеем. А прежде…
— Надо было свой архив создавать, документы печатать, но у нас даже пишущей машинки не было, — продолжает моя собеседница. — Так я в сельсовет приходила, брала машинку напрокат и сидела там прямо в коридоре, печатала каждый раз до позднего вечера.
Основанная вольными людьми
Возникла Еланка в 1629 году. Российские крестьяне, получившие в очередной раз законное право бродяжничать, принялись в ту пору активно переходить на новые земли. Явились за лучшей долей в глухую Сибирь и трое вольных мужиков, история даже фамилии их сохранила: Русанов, Прокопьев, Герасимов.
Обнаружили путники на берегу реки Еланки заимку, где жил каторжанин, некто Самосудов. Гостей он принял, пустил переночевать. Наутро те продолжили было путь, но… Разглядев в лучах рассвета красоту местной природы, вмиг обомлели! И решили остаться здесь жить. Начали строить населенный пункт, названный так же, как и речка, принадлежавший тогда Тобольской губернии Тюкалинского уезда Еланской волости. В дальнейшем еще много людей сюда из-под царева кнута сбежало…
К началу ХХ века это было роскошное, крепкое, хорошо развитое село, похожее на небольшой городок. Здесь действовали заводы — четыре масляных, кожевенный и салотопильный, водяные мельницы, торговые и винные лавки, почтово-телеграфное отделение, министерская школа, библиотека-читальня, церковь. Работали станционный пристав, сельский врач, фельдшеры и ветеринары. Регулярно шумели ярмарки, где можно было, кроме всего прочего, съесть мороженое и глянуть за пятачок цирковое представление.
Но однажды, точнее, дважды Еланка основательно погорела.
— Первый пожар случился в 1902 году, — рассказывает Нина Шишкина. — Мальчишка 14-летний, работник одного из заводов, решил перекурить. А следом на улицу хозяин вышел. Парень испугался и быстренько непогашенный окурок в плетень сунул. Как раз был сильный ветер, часть села выгорела…
Спустя два года вновь произошел пожар. Еще и порох взорвался, который хранился здесь на государственном складе. Причину бедствия история на сей раз не запомнила, но пламенем тогда была уничтожена буквально вся Еланка. Сгорел в том числе мост на реке. А одна девочка в состоянии стресса эту реку даже переплыть сама умудрилась, спасаясь от стихии. В возрасте двух лет... Сказывают, огонь чудом обошел церковь, хотя все соседние постройки выкосил напрочь.
Бог уберег…
Село, конечно, впоследствии восстановили. А в 1934 году в свете тотальной борьбы с «пережитками» закрыли церковь, купола и разную утварь вывезли в расположенный неподалеку Татарск. Хотя кое-что народ успел разобрать по рукам и спрятать — о сохранившихся уникумах стало широко известно, лишь когда сестры Нина и Антонина пошли по людям на предмет пополнения музейной коллекции. Так, их силами были спасены многие раритеты, которые в противном случае ожидала бы куда менее завидная участь…
— Одну икону мы случайно обнаружили у ворот дома ее бывшей владелицы, ныне умершей, — продолжает Нина Павловна. — Хотя икону в этой старой, уже бесформенной деревяшке распознать было трудно. Вот и брат той самой бабушки не распознал. «Вожусь, — говорит, — в доме, и вдруг фанера какая-то, Бог знает, что такое... Решил выставить за ворота — может, кому сгодится».
Действительно, Бог знал… И ведь сгодилась! Другой раритет подвергся, мягко скажем, еще более жесткому испытанию. Зашли как-то сестры в дом, где ранее жил дедушка-фронтовик, а затем после его кончины поселились правнуки ветерана. Зашли и видят на столе пепельницу интересной формы. Пригляделись, потом провели экспертизу, навестили дочь этого дедушки, обо всем ее расспросили: точно! Пепельница — не что иное как колокол-подзвонок с той самой церкви, некогда оказавшийся в доме старожила. Все закончилось благополучно, и обрел этот колокол свою уютную нишу в музее.
Действуем всем миром
Постепенно селяне вошли во вкус, начали проявлять интерес к музейному делу, искать по своим чердакам-сундукам что-нибудь для пополнения коллекции. Как только не попадали сюда экспонаты!
Скажем, у бывшего директора школы Владимира Ельцова (ныне он переехал в другое село) сохранилась личная печать местного волостного старшины, уникум еще царских времен. Из школы же, где когда-то предпринимали попытку создать свой краеведческий уголок, «переехали» в музей всякие старинные вещи — самовары, ступки, утюги… Многое, в том числе из обуви и одежды былых времен, принесли активистки клуба «Золотой возраст». А когда устанавливали поклонный крест на месте бывшей церкви (ее здание, служившее одно время зернохранилищем, разобрали после войны), рабочая группа обнаружила в земле на этом месте вилы самокованные. Так и собрали всем миром свою сокровищницу.
Официально этот музей таковым пока не числится. Отдельного здания у него, конечно, тоже нет: разместить экспонаты удалось благодаря перепланировке библиотеки. Уменьшили территорию читального зала, пустили в ход подсобки. А два года назад закрыли расположенную рядом кинобудку (мол, селяне все равно теперь в кино не ходят, своей техники дома полно) и сделали из нее еще один выставочный зал. Именно в нем разместилась экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне.
Из Еланского сельсовета ушли защищать страну более 600 человек, причем трое — Василий Елистратов, Григорий Овсянников и Николай Алейников — отправились к линии фронта на колхозных тракторах. Так и прошли всю войну, таская с их помощью тяжелые гаубицы. Многие местные бойцы были удостоены высоких наград, а Фёдор Костенко, проявивший героизм и отвагу при форсировании Днепра, стал Героем Советского Союза. Есть в этом зале и уголок, посвященный памяти Павла Борисенко, ветерана войны, отца основательниц музея.
Так где же тракт?
Антонину Павловну застать на месте не удалось: командировка. Экскурсию мне устроила Нина Павловна.
— Вроде на пенсию пора, но как оторваться от этой работы? — улыбается она. — Столько всего интересного каждый раз открывается, столько еще проектов задумано!
Естественно, перечислить все их, как и рассказать о каждом экспонате музея, на газетной страничке невозможно. Так что заезжайте в Еланку!
Впрочем, одну интригующую задумку все же воспроизведем.
— Известно, что Московский тракт пролегал через наше село, — рассказывает мой гид. — Здесь неподалеку останавливались Радищев, Чехов, Достоевский… Но, кроме Московского тракта, был еще Екатерининский, о котором знают немногие. Он проходил подальше, километрах в восьми от Еланки. Там свои параметры были, ширина дороги с учетом длины саней, чтобы эти сани спокойно могли разъехаться, и так далее. Говорят, его фрагменты сохранились, вот мы и хотим их найти. Но пока никто не может точно сказать, где он проходил…