Василий ЛАНОВОЙ: «Что ценим, тем мы живы»
Приезд в Новосибирск легендарного актера театра и кино Василия Ланового и его выступление как мастера художественного слова с камерным оркестром филармонии был запланирован на 18 мая. И запланирован довольно давно.
Но народная любовь к артисту внесла коррективы: поклонники не пожелали мириться с тем, что уже в середине апреля тысяча билетов в Государственный концертный зал имени А.М. Каца была раскуплена, по их просьбам пришлось устраивать еще один концерт — 17 мая. Причем за несколько часов до этого дополнительного концерта касса опять-таки могла предложить лишь семь мест — впору устраивать еще одну встречу! Однако «монополизировать» Ланового на целых три дня культурной столице Сибири вряд ли бы удалось: 81-летний артист востребован сегодня в России, пожалуй, не меньше, чем в молодые годы.
Народный аристократ республики
…Роли Ланового давно вошли в золотой фонд российского кино: Павка Корчагин (в одноименном фильме), капитан Грей («Алые паруса»), Анатоль Курагин («Война и мир»), Алексей Вронский («Анна Каренина») Иван Варавва («Офицеры»). Кроме шестидесяти с лишним картин, в которых он, народный артист СССР, снялся в разные годы, Василием Семёновичем записано более 70 чтецких программ и спектаклей на радио, полсотни самых разноплановых и ярких образов создано на сцене любимого и единственного в биографии актера театра имени Вахтангова, где он проработал без малого 59 лет. Кстати, на встрече с журналистами первое, о чем сказал гость, были воспоминания о «прекрасной эпохе», когда «каждые пять лет мы обязательно гастролировали в Новосибирске, привозили 10 — 15 названий и играли целый месяц на двух площадках».
— Была замечательная традиция в Советском Союзе, когда лучшие театры страны по государственной программе выезжали не на один-два дня, как сейчас, а вот на такое продолжительное время на гастроли, — вспоминал артист, с надеждой добавляя, что вроде сейчас эта в перестроечные годы бездумно обруганная традиция потихоньку возобновляется.
Как человек, проживший большую жизнь (самая нежная пора детства — с семи до десяти с половиной лет — прошла в период фашистской оккупации на Украине: родители отвозили каждое лето Васю и двух его сестер из Москвы к дедушке в деревню под Одессой, где с 1941-го по 1944-й дети трагически «застряли», он многое в отечественной истории знает не с чужих слов, на многое имеет собственный взгляд, не опасаясь «немодных» сравнений «хорошего советского» с «нелепым нынешним». А гордая, графская (хотя предки из крестьян) посадка головы, магнетический взгляд, послушный в гневе, ликовании и выражении лирических чувств баритон придают его высказываниям особую убедительность. Возмущается ли он сокращением в школьных программах уроков литературы или тем, что страна утратила лидерство как в образовании, так и в самолетостроении («и это в России, с ее-то пространствами!»), — так и хочется к нему присоединиться, с ним согласиться, что, наверное, и есть влияние харизмы.
Бессмертная память
И уже безо всякого волшебства — собственным неподдельным восторгом и волнением — он увлекает аудиторию рассказом о недавнем своем участии в день празднования 70-летия Победы в акции «Бессмертный полк».
— Это было прекрасно! «Бессмертный полк» — явление уникальное. Задуманный три года назад в Томске, сегодня он прошагал по улицам восьмисот больших и малых городов России, — рассказывает Лановой. — И так случилось, что московское отделение этого народного движения поручило мне его возглавить. Вы видели, как замечательно прошел полк в Москве: полмиллиона человек несли портреты своих отцов, дедов, братьев, сестер, детей! Это великое событие, в нем память поколений — и это самое главное!
Он нес портреты своих родителей — рабочих московского химического завода, вручную до запуска автоматического оборудования разливавших по емкостям ядовитую противотанковую смесь — тот самый «коктейль Молотова».
— Через пять дней такого труда 72 человека не вышли на работу: полное уничтожение нервных окончаний рук и ног, — объясняет Василий Семенович. — Мать стала инвалидом первой группы, отец — второй. Это был вклад нашей семьи в Победу. Когда я нес их портреты, меня переполняла гордость за их поколение, не постоявшее за ценой в годы войны, переполняла радость за нашу Победу. Я думаю, именно это можно было прочесть на лицах полумиллиона людей, которые прошли по Москве 9 мая.
В Интернете появилось сразу ставшее раритетным фото: во главе полумиллионной колонны, прошествовавшей от Белорусской до Красной площади, — Президент России, по правую руку от него Лановой, по левую — жена Ланового, актриса Ирина Купченко.
— Василий Семёнович, как это было? Рядом с вами Путин…
— Не со мной рядом, — смеется гость, — а я рядом с ним…
Объясняет:
— За полгода до этого где-то на приеме Владимир Владимирович мне обещал: «Если у меня получится, если будет время, я обязательно понесу портрет своего отца». И вот в День Победы, когда мы уже шли, трибуны вдруг загудели, зааплодировали, по ним прошло движение. Я смотрю: «Что? Что?», и тут появляется Путин, пристраивается в первый ряд — он выполнил свое обещание!
Главная точка отсчета
Войну нельзя и невозможно забыть. Он знает это по себе.
— В 1941-м, когда наши стали отступать, помню, дед Иван стоял у ворот и повторял: «Тю, погибли москали, погибли москали…» Потом была небольшая пауза, и почти вслед за отступавшими раздался треск немецких мотоциклов, до горизонта нарисовалась махина фашистской военной колонны…
На этот раз Лановой о нем не рассказывал, но был эпизод, когда оккупант припугнул его, мальчишку, автоматной очередью над головой, что стало причиной многолетнего заикания будущего артиста.
— Десятого апреля 1944 года была освобождена Одесса, немцы стали отступать. А апрель на Украине — это слякоть, грязь невероятная. По ней движутся огромные машины, орудия. Убегая, фашисты сами их поджигали, это была фантасмагорическая картина — кострища пылали под небеса. Дед опять повис на заборе, комментируя: «Ой же москали: накидали немцам по заду!» Это было народное точное определение того, что происходило на глазах у меня, десятилетнего.
О связи прошлого и настоящего:
— Для меня, например, какие-то оценки тогдашние, понятия дружбы, порядочности, красоты остались с той поры единственно верными на всю жизнь. А военные песни? Они тоже оказались лучшими. Как и военные стихи, которые я сейчас очень часто, особенно перед юбилеем, читаю в концертах…
Поколение детей войны, к которому Лановой принадлежит, сегодня в нашей стране старшее, оно сменяет в этой ответственной роли фронтовиков, которых год от года становится все меньше. Поэтому ему бы хотелось передать из рук в руки ценности героического поколения отцов поколению младших.
— Появились в наше время среди интеллигенции люди, которые задают вопрос: «А надо ли было защищать Ленинград, может быть, надо было сдаться, и не было бы никаких жертв?» Задавать такой вопрос, когда живы еще блокадники!..
Василий Семенович считает это кощунством и уверен: при содействии именно таких людей «сейчас пала Украина», с их подачи при помощи американцев развязываются войны в разных точках планеты.
— Это все дела тех самых, кто при Иване Грозном князем Курбским назывался, а потом удрал за границу и оттуда делал для страны гадости, — сверкнув карими очами, говорит Лановой, подводя черту. — Это хороший повод задуматься, чем мы живем и что мы ценим.
«Что за прелесть эта Наташа!»
В его собственной шкале ценностей на одном из первых мест — великая русская литература. В начале двухтысячных Лановой не раз говорил в интервью, что Пушкин — наша общая национальная идея: «С этим именем могут состыковаться все наши народности, сложности, добродетели, понятия о красоте, добре и зле». И еще: «Я считаю, что художественное слово в условиях дефицита культуры и духовности — необходимость».
Профессор кафедры сценической речи и художественного слова Щукинского училища, он, встречаясь с первокурсниками, нередко спрашивает будущих актеров, что им нравится из русской поэзии, ведь по литературным пристрастиям можно лучше узнать человека. Те обычно отвечают: «А нам этого не задавали…» Такой ответ шокирует Ланового: «А мне задавали?! Я в тринадцать лет, придя в студию ДК имени Лихачёва, участвовал в литературных композициях по «Войне и миру», я и мои товарищи знали множество стихов. И сейчас я читаю Пушкина, у меня в репертуаре около восьми часов его стихов и прозы. Мне задавали?»
...И он начинает читать Толстого, описание первого бала Наташи Ростовой. Это магия, это ни с чем не сравнить — в нашем воображении зазвучала музыка, затрепетали свечи: «Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Едва князь Андрей обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…»
Аплодисменты!