USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Лера АУЭРБАХ: «Мечтаю написать симфонию «Сибирь»

Татьяна ШИПИЛОВА

У Транссибирского арт-фестиваля со временем обнаружилось удивительное для слушателей свойство: как бы ты ни был восхищен очередным концертом, переполнен им, считая почти предельной высотой в собственном восприятии искусства, следующий вечер, вероятнее всего, снова станет пиком подобных чувств. Это как путешествие к горным вершинам — восторг, свет, необозримые дали… Причем «перелет» с одной музыкальной Джомолунгмы на другую осуществляется каким-то волшебным образом — наверное, за счет эстетической и духовной энергий.

В диалоге с веком
И все-таки значимость одной из позиций фестиваля — мировой премьеры нового скрипичного концерта, написанного специально к новосибирскому форуму, трудно переоценить. Потому что мы являемся свидетелями рождения живой классики XXI века, момента вписывания новой строки в мировой скрипичный репертуар. В первую очередь оттого, что произведение это посвящено и исполнено впервые Вадимом Репиным — выдающимся музыкантом современности. Так, в прошлом году на фестивале с большим успехом прозвучал Концерт Беньямина Юсупова «Голоса скрипки», на этот раз — Концерт композитора Леры Ауэрбах De Profundis («Из глубин»).

В начале марта Вадим Репин репетировал концерт с автором в Нью-Йорке и первыми впечатлениями поделился с друзьями: «Концерт безгранично выразительный. Глубоко выстраданный. Это не просто удачный концерт, это бомба!»

Такое же глубокое впечатление эта музыка, исполненная Вадимом Репиным и филармоническим симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Юровского, произвела на новосибирцев. Мощь, трагизм, исповедальность потрясали — перед слушателями будто обнажились все главные противоречия нынешнего века и хрупкое противостояние человека этим бесчеловечным вызовам.

Последовавшая через два дня творческая встреча с одним из самых востребованных композиторов нашего времени, а также регулярно выступающим в крупнейших залах мира концертирующим пианистом, известным поэтом и прозаиком Лерой Ауэрбах в свою очередь стала одним из самых ярких впечатлений от фестиваля.

«Такая у меня доля»
Эта «негромкая» по интонации общения со зрителями, обаятельная молодая женщина оказалась, конечно же, из породы вундеркиндов: в 12 лет ей уже заказали оперу. Кроме того, девочка из интеллигентной челябинской семьи, где мама музыкант, а папа завкафедрой университета, музыку и слова стала писать в одном и том же возрасте, когда ей не было и пяти лет. Все ее наставники, как и сама жизнь в наш век узкой специализации, требовали выбора — исполнительство или композиция, стихи или проза… Но в результате к роялю добавилось увлечение органом и флейтой, а к литературе — живопись и скульптура.

— Я пыталась ограничиться, но мне становилось все хуже, — призналась публике Лера, — наваливалась депрессия, произведения становились все хуже и хуже. Пока я не поняла: такая у меня доля. Это единственная возможность сохранить внутренний баланс.

В результате Лера Ауэрбах — автор более 120 произведений: опер, балетов, оркестровой и камерной музыки. Ее стихи и проза печатаются в журналах России и русскоязычных зарубежных изданиях. В 1996 году Международное общество пушкинистов присвоило ей звание «Поэт года русского зарубежья».

Сейчас она живет за границей, но русская тема весьма весома в творчестве и значима для нее самой. В музыке это оратория «Русский реквием», опера «Гоголь», симфония «Реквием поэту» по переписке Цветаевой и Рильке.

Возвращение на родину
— Вообще я очень рада, что побывала в Новосибирске, — сказала гостья в заключение встречи. — Я очень благодарна Вадиму и за прекрасную, совершенно потрясающую премьеру, и за то, что он меня сюда пригласил. Для меня это вообще как бы возвращение на родину. Я из Челябинска, а это — врата в Сибирь. Поэтому я себя чувствую возвратившейся домой, поэтому мне здесь хорошо. Еще мне очень понравился оркестр: это серьезные музыканты, которые чрезвычайно творчески относятся к своему делу.

Особо хочу сказать и о концерте «Дети — детям». Большое удовольствие было работать, предельно естественно и легко, с этими совершенно замечательными молодыми исполнителями. Иногда случается, когда сталкиваешься с подростками, ощущение некой преграды. Здесь же все хотели участвовать, отдавались делу по максимуму, репетировали часами.

Было чрезвычайно приятно видеть и детей в зале. Я считаю, очень важно, и благодарна Вадиму за такой шаг, что в программу был включен Concerto grosso Шнитке. Ведь если дети не соприкасаются с искусством нашего времени, растут только на музыке XIX века, то как вообще может продолжаться культура?!

Если говорить о фестивале в целом — впечатление огромное. Это колоссальное мероприятие, которое уже получает большой резонанс в мире и показывает, что Сибирь — не только край, куда ссылали прежде каторжников, это сегодня действительно место высокой культуры и творческих людей. И вообще здесь происходит очень много интересного. Мечтаю написать симфонию под названием «Сибирь»…

КОММЕНТАРИЙ
Музыка как шанс

Поделиться своими впечатлениями от Концерта для скрипки с оркестром Леры Ауэрбах De Profundis сразу после премьеры наш корреспондент попросил новосибирского музыканта Сергея ШЕБАЛИНА, дирижера Лаборатории новой музыки.

— Рад, что благодаря концерту Транссибирского арт-фестиваля Новосибирск открыл для себя личность глубокого композитора-мыслителя Леры Ауэрбах. То, что она наш современник, для меня чрезвычайно интересно, так как сочинение рождает небанальные представления, аллюзии о нашем времени, где блестящему соло в исполнении Вадима Репина как категории человеческого и живого противостоит какое-то «тевтонское» наступление, агрессия. В итоге автор конструирует такие смыслы, что мы ощущаем в De Profundis тысячелетнюю историю человечества. С другой стороны, все это о нас, о сегодняшнем дне. Кого-то это печалит, кого-то, напротив, холодным душем отрезвляет. Но у меня осталось чувство, что все мы, слушатели этого концерта, стали сопричастны к некоему важному эмоционально-смысловому опыту.

Можно отметить, что сочинение блестяще выстроено с точки зрения формы. Некоторые современные творцы особым образом чувствуют и трактуют форму, что не всегда идет на пользу сочинению, а точнее, его восприятию. Здесь все было конкретно, просто и сильно с точки зрения представления авторских идей. То, что она задумала, мне кажется, в результате в большей мере состоялось.

Концепция, позиция автора определены самим текстом молитвы, это всем известная модель De Profundis — отходная молитва об усопшем. О чем это, каждый для себя определит сам. Возможно, это о нас, об оставляемых в мусоропроводе детях или об официально отстреливаемых животных...

Еще раз скажу: это прекрасно, что фестиваль инициирует создание и исполнение мировых премьер. Это каким-то образом дает надежду, что Новосибирск в культурном плане на самом деле что-то значит.

К тому же сейчас очень мало произведений искусства, которые заставляют каким-то образом задуматься, оценить себя, оценить время в этой гигантской суете и беготне современной жизни. И тем не менее в рамках данного фестиваля у них появился для этого шанс.

Фотографии статьи
Первые минуты после премьерного исполнения Концерта для скрипки с оркестром De Profundis. Слева направо: дирижер Дмитрий Юровский, композитор Лера Ауэрбах, солист и художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. Фото Александра ИВАНОВА