Шампанское от Вадима Репина
Открывшийся в нашем городе II Транссибирский арт-фестиваль привнес яркую праздничную ноту в культурную жизнь новосибирцев
Будущий праздник никогда невозможно описать словами, его надо видеть, в нем надо участвовать — хотя бы в качестве зрителя. Тем более что Транссибирский арт-фестиваль для зрителей, а точнее, любителей музыки и создавался. А поскольку это уже второй фестиваль, то все впечатления новосибирцев от прошлогоднего форума музыки — необыкновенно яркие и незабываемые — собрались к этому дню в копилке их предвкушений и ожиданий.
Чайковский навсегда
Ожидания не обманули — первый день фестиваля был по-весеннему солнечным, а программа концерта, посвященная 175-летию со дня рождения Чайковского, наполнена любимой музыкой в исполнении мастеров экстра-класса.
В программе произошли изменения — солистка Венской оперы Зоряна Кушплер по состоянию здоровья не смогла приехать в Новосибирск, в концерте выступила солистка того же театра Елена Белкина, обладательница прекрасного меццо-сопрано, у которой в графике, как сказал Вадим Репин, «к счастью, оказалось несколько свободных дней». И публика не проиграла: Елена после каждого номера уходила со сцены под благодарные аплодисменты. Особенно, судя по возгласам «браво!», покорила новосибирцев в ее исполнении драматическая наполненность романса Полины из «Пиковой дамы» и арии Иоанны из «Орлеанской девы».
Счастливые минуты встречи с героинями опер Чайковского — Татьяной Лариной и Иолантой — принесло зрителям пение блистательной Анны Самуил (сопрано), ученицы Ирины Архиповой, ныне выступающей на главных оперных сценах мира солистки Берлинской оперы.
Тенор из Мариинки Дмитрий Попов, исполнивший ариозо и арию Ленского из «Евгения Онегина», а также во втором отделении — романс Водемона и дуэт с Анной Самуил из «Иоланты», стал в этот вечер любимцем публики. Образ Ленского, созданный им и его великолепным голосом всего в двух номерах, по художественному и эмоциональному посылу в зал был равен целому спектаклю. Шквал оваций не смолкал.
Скрипка пела о весне
Изысканным развитием этой темы из оперы Чайковского стало исполнение Вадимом Репиным арии Ленского в обработке для скрипки. Скрипка пела человеческим голосом: «Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни…», уходила в виртуозные дали, и это было драгоценное и благородное приношение потомков гениальной музыке великого русского композитора.
Новосибирцы долго не отпускали артистов, пока маэстро Ринкявичус, стоявший за пультом, не сделал втайне ожидаемый залом жест — взмахнул палочкой, и на бис публика получила роскошный подарок. Это было трио Анны Самуил, Елены Белкиной и Дмитрия Попова, исполнивших заздравную из «Травиаты» Верди. Причем во время пения из-за кулис появился художественный руководитель фестиваля с подносом шампанского, и артистичный финал концерта искрометно завершил первую программу.
Фестивальная орбита
Музыке предшествовало торжество: было зачитано приветствие Президента России Владимира Путина, который выразил уверенность, что Транссибирский арт-фестиваль «будет и впредь уверенно развиваться, вовлекать в свою орбиту все большее количество участников и гостей», станет местом рождения интересных проектов, свежих неординарных идей и инициатив. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, отметив, что проведение второго фестиваля — это знак утвердившейся в регионе новой культурной традиции, поблагодарил художественного руководителя Вадима Репина за успешную реализацию проекта высочайшего уровня, личное участие в нем и привлечение к сотворчеству звезд мировой сцены.
О том, что фестиваль на самом деле стремительно развивается, подтвердили накануне концерта на встрече с журналистами Вадим Репин и исполнительный директор Олег Белый.
— Центром фестиваля как был, так и остается Новосибирск, — подчеркнул Вадим. — Но мы развиваемся, прежде всего географически — в этом году на его карте появились и Москва, и Омск, и Красноярск. А поскольку накал и успех первого фестиваля имели очень большой резонанс за пределами России, то мы можем надеяться на воплощение идеи, которая была у нас с самого начала, — чтобы Транссибирский арт-фестиваль стал по-настоящему международным событием.
И тому есть серьезные предпосылки: на 2016 год в программу фестиваля уже включился Тель-Авив. В сотрудничестве с Израильским симфоническим оркестром под управлением Джеймса Джадда прозвучат две-три оркестровые программы, пройдет концерт камерной музыки и концерт «Дети детям».
— Чтобы наши юные музыканты смогли поехать в Тель-Авив, — уточнил Вадим Репин, — а гости из Израиля стали участниками нашего форума... Ведутся в настоящее время также переговоры с Японией, Англией и Швейцарией.
Мастера покажут класс
По словам Олега Белого, новым перспективным направлением в программе нынешнего фестиваля (а значит, это будет иметь продолжение и в дальнейшем) станут мастер-классы участников.
— Все наши гости, которым позволял график, согласились передать часть своего мастерства молодому поколению музыкантов, — сказал исполнительный директор фестиваля. — Мастер-классы проведут Вадим Репин, Константин Лифшиц, Лера Ауэрбах и другие музыканты.
Олег Белый также сообщил о том, как сильно в сравнении с прошлым годом изменились масштабы фестиваля: если в 2014-м он прошел в трех городах (Новосибирск, Искитим, Бердск), включив выступления четырех оркестров и 200 участников, то сейчас в проекте 600 участников, семь городов и одиннадцать коллективов.
— При этом, — подчеркнул он, — Транссибирский арт-фестиваль остается нашим совместным проектом с Новосибирской филармонией.
Счастливый цейтнот
Один из главных героев и ключевой участник фестиваля — Новосибирский академический симфонический оркестр, занятый в пяти программах.
Именно поэтому я спросила главного дирижера и художественного руководителя филармонического симфонического оркестра маэстро Гинтараса Ринкявичуса, чем является для музыкантов Транссибирский арт-фестиваль — экзаменом, удовольствием, мастер-классом или чем-то другим.
— Очень напряженной работой, — ответил он. — За короткое время надо сделать как можно лучше много новых программ. Например, у нас вчера были две репетиции с солистами и сегодня с утра тоже две. Это довольно сжатый график для одного концерта. В общем, в эти дни будет очень-очень напряженная работа для оркестра. Хотя, безусловно, это хорошо для профессионального и художественного развития — встреча с разными солистами, дирижерами. То есть ситуация сейчас такая — очень трудно, но очень хорошо!
ФАКТ
Фильм о Первом Транссибирском фестивале, снятый французским музыкальным телеканалом Mezzo, вещающем на 44 страны и 28 миллионов подписчиков, демонстрировался в сентябре 2014 года пять раз.