В Новосибирске обсудили «Основы культурной политики»
Чиновники, люди искусства и общественники обсудили методы борьбы с гуманитарным кризисом в России
Указ Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики» утвержден. Теперь наступил новый этап — документ принят, а профессионалы и общественные деятели озабочены тем, что и каким образом должно измениться с появлением подобной декларации со стороны государства, определившего культуру как национальный приоритет, а культурную политику как неотъемлемую часть стратегии национальной безопасности России.
«Это большая работа»
Открывая обсуждение, министр культуры Новосибирской области Василий Кузин обозначил собственное видение ситуации. По его словам, из документа следует, что основные цели государственной культурной политики — формирование гармонично развитой личности и укрепление российского государства. И тут заложена главная для любого общества проблема согласования, гармонизации интересов отдельной личности и коллектива, социума, общества в целом.
В разделе документа, где перечислены принципы реализации государственной культурной политики, ответ на этот вопрос, по словам министра, есть. К примеру, провозглашение территориального и социального равенства граждан, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на доступ к культурным ценностям, а также к участию в культурной жизни.
— Это большая работа, — подытожил Василий Кузин. Но именно воплощение в жизнь тех принципов, которые заложены в «Основах государственной культурной политики», по мнению главы регионального культурного ведомства, позволит нам обрести перспективы реализации этого документа, а значит, развития сферы культуры и искусства в целом. Следующий важный момент: новый документ предполагает для его осуществления разработку значительного количества законодательных и нормативных документов, что является конкретной очередной задачей.
Особую заинтересованность участников разговора, безусловно, вызвали обнародованные документом принципы госполитики о невмешательстве государства в творческую деятельность, а также делегирование части его полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам. Далее есть и такая формулировка: «Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям».
Зритель и время рассудят?
Директор Института регионального маркетинга Лада Юрченко, отметив положительный аспект того, что в «Основах…» много внимания уделено не профессионалам, а просто одаренным людям и общественным организациям, с другой стороны, усомнилась в необходимости каких-то новых механизмов регулирования творчества. Потому что самые отлаженные и совершенные механизмы регулирования, по ее мнению, зритель и время.
— Если мы сможем создать переговорные, примирительные дискуссионные площадки свободного творчества, конечно, это будет хорошо, но будет не заслугой госполитики в области культуры, а итогом нашей совместной деятельности…
Анна Терешкова, ведающая культурой в мэрии, считает, что документ появился очень вовремя еще и потому, что, как известно, граждане периодически буквально забрасывают органы власти письмами то с требованием что-либо в культурной сфере запретить, то, наоборот, разрешить и защитить.
— Я не перестаю говорить: «Это вообще не наша компетенция! Давайте раз и навсегда решим, что ни департамент, ни министерство не имеют права этим заниматься!» Кстати, — с гордостью отметила Терешкова, — буквально на днях в мэрии собрался вновь образованный художественный совет из общественников и профессионалов, который будет оценивать и давать чиновникам рекомендации по монументально-декоративному и художественному оформлению города. Аналогов такому совету в России нет, здесь Новосибирск опередил всех.
Директор театра оперы и балета Борис Мездрич, констатировав, что в обсуждаемом документе очень точно сформулированы признаки нынешнего гуманитарного кризиса в России («снижение интеллектуального и культурного уровня общества», «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров» и тому подобные), весьма тревожился по поводу передачи части функций по регулированию творчества и оценки его качества профессиональным сообществам и общественникам.
— Это дорога в никуда, это беда, — считает он и предполагает, что на разных территориях этот процесс будет выглядеть драматически контрастно: чрезвычайно малое количество экспертов способно «элегантно и уважительно относиться к творцу», творческому коллективу и их художественному детищу — таковы уж традиционные подходы российского общества. Поэтому диапазон оценок рискует быть «от деликатных, точных до черносотенных»… В этом плане руководитель НГАТОиБ разделяет посыл Лады Юрченко, соглашаясь, что оценку качеству современных творений выставят зритель и время.
Стык эпох и интересов
Социолог Надежда Вавилина увидела в «Основах…» определенную смену мировоззрения в сфере культуры. Государство ставит цели формирования нового качества жизни и нравственной, ответственной, самостоятельной, творческой личности. На первый взгляд, подчеркнула Вавилина, эти цели ставились и в советские времена, но теперь они провозглашены «в другом контексте».
По ее мнению, непонимание произошедшей «смены вех» может стать барьером в восприятии программного документа. Это касается и декларации о переформатировании механизмов регулирования. Социолог не усматривает тут особых подводных камней для творцов: государство готово формировать общественный заказ к ним и осуществлять мониторинг достижения целей, но оно «не наступает на поля творчества», и все другие (помимо общественного заказа) его проявления «для творчества не будут исключены».
У художников традиционно существует профессиональная оценка качества произведений так называемыми выставкомами — как барьер появлению на выставках слабых работ они незаменимы, рассказал Вадим Иванкин. Поэтому в том, что коллеги и общественные деятели будут давать оценку качества созданному, он опасности не видит. Однако реальных идей по поддержке развития изобразительного искусства председатель Новосибирского отделения Союза художников России в документе, к сожалению, не нашел. То есть все опять будет зависеть лишь от местных властей. А вот в Китае, привел пример Иванкин, есть государственная программа даже по развитию масляной живописи, то есть одной из конкретных живописных техник…
Писатель с читателем встречается один на один только во время чтения. Но чтобы россияне выбирали хорошие книги, а не коммерческий хлам и то, что «самопровозглашенные» литераторы издают за свой счет, необходим литературный процесс. То есть возможность издания книги, наличие литературной критики, централизованных книгопродаж и масштабных книжных ярмарок. Этому в «Основах…» уделено внимание косвенное, посетовал писатель Геннадий Прашкевич: сказано только о необходимости сохранения книги (в противовес разнообразию цифровых носителей) и создания «условий для развития книгоиздания и книжной торговли».
У главного редактора частного издательства Владимира Свиньина основная мечта-идея, с которой он тут же, на обсуждении, хотел бы достучаться до регионального министерства культуры, состоит в проведении в Год литературы масштабной книжной ярмарки, подобной той, что благополучно почила в бозе у нас и с успехом проводится в Красноярске.
О равенстве, барьерах и законах
Директора театра «Красный факел» Александра Кулябина теории и декларации как таковые, судя по его выступлению, волнуют в меньшей мере. Он считает: будут деньги — будет культура. А в вопросе ее доступности ключевым полагает равноправное распределение средств между регионами. Да, Новосибирск именуется третьей культурной столицей, но бюджет отрасли в сравнении с первыми двумя несопоставим.
— Мы интеллектуальный, творческий город, мы горазды на выдумку и при малом бюджете умеем из ничего сделать нечто: провести фестиваль, осуществить интересный проект, — говорит Кулябин. Но есть вопросы, которые надо решать иначе, а главное, давным-давно, как, к примеру, строительство здания для театра под руководством Афанасьева.
Борис Мездрич видит ситуацию так: творческим организациям надо научиться договариваться друг с другом, создавать крупные совместные проекты — для них деньги найдутся, в том числе и на федеральном уровне.
Несколько в другой плоскости высказались о необходимости «преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития» (так сформулировано в «Основах…») Людмила Монахова и Людмила Жиганова. Глава Фонда «Родное слово» не первый год бьется за создание областной программы по сохранению и пропаганде русского литературного языка, но региональные министерства культуры и образования, говорит она, «одно кивает на другое». Кстати, русский язык как национальное богатство и опора культуры в «Основах государственной культурной политики» стоит на особом месте. Это, безусловно, вселяет надежды у всех его ревнителей, хранителей и просто здравомыслящих людей.
Директора областного Дома народного творчества, как, впрочем, и всех других участников встречи, весьма радует, что в обсуждаемом документе заявлен «переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности учреждений культуры». Но беспокоит, что «развитие условий для народного творчества» на практике передано в компетенцию поселковых властей, а те, слава богу, починили крышу и считают это максимальной помощью развитию культуры. Поэтому, по убеждению Жигановой, «нужно формировать другую нормативно-правовую базу по отношению к учреждениям культуры».
В предлагаемых обстоятельствах
Подводя итоги, министр культуры сказал, что это первая встреча на темы, заданные появлением «Основ…». Дальше надо прикинуть, что пошагово будет делаться в области для реализации поставленных документом задач. Сегодня в общение вплетались актуальные проблемы, отметил Василий Кузин, что позволяет правильно формулировать задачи.
А сама дискуссия очевидным образом вписывается в серьезную стратегию, которая еще до принятия «Основ…» начала реализовываться в Новосибирске и области. Это привлечение широкого круга общественных деятелей для определения задач культурной политики. Тому примеры создание и художественного совета в мэрии, и общественного экспертного совета при региональном минкульте.
— Все это возникло не сегодня, не сейчас, — подчеркнул министр. — У нас есть опыт, мы пытаемся найти лучшие формы подобного общения. Кроме того, Василий Кузин обратил внимание коллег на то, что реализовывать задачи, поставленные новым документом, придется не в каких-то идеальных условиях, а в нынешних, конкретных предлагаемых обстоятельствах. Это экономическая и политическая ситуация, сложившиеся структуры в сфере культуры, которые, конечно, надо совершенствовать.
ДОСЛОВНО
Из выступления Президента России Владимира Путина на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству 24 декабря 2014 г.
«Никто, никакая власть не имеет права диктовать художнику, писателю, режиссеру, да, собственно говоря, любому человеку свою волю и свои представления о том, что и как должны делать творчески одаренные люди. Часто они видят по-новому, по-своему то, что считалось когда-то неприемлемым, а сегодня считается образцом… И к этой особенности опережать время надо относиться бережно и с уважением».