«Белое пятно»: место встреч и открытий
Писатель может жить в подземном бункере, избушке или небоскребе, однако в любом случае ему нужен читатель
Очень радует, когда культурный проект с двадцатилетней историей не истончается содержательно, не теряет своей энергетики, а только прибавляет в географическом охвате, разнообразии форм программы, общественной востребованности и, главное, перспективах. Я имею в виду Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно», проходивший недавно в Новосибирске.
Засылая друг к другу послов
Первое тому доказательство, что к фестивалю, проводимому областной научной библиотекой при поддержке регионального министерства культуры, присоединился нынче респектабельный партнер — Гете-Институт в Новосибирске, представивший нам и российским писателям, участникам фестиваля, коллег из Германии и Австрии. Сразу замечу: Ангелика Майер, Роман Эрлих, Марсель Байер и Энн Коттен привнесли свою эксклюзивную литературоведческую нотку в общую дискуссию первого дня и с азартной включенностью обеих сторон провели в Новосибирском госуниверситете мастер-классы в рамках проекта «Многообразие слова и эксперимент».
Актуальным оттенком в палитре фестиваля стал приезд в Сибирь прозаика и блогера из Израиля, прежде россиянина, Петра Бормора. Потому что Интернет и печатные издания сегодня никак не установят демаркационную линию: кто из авторов кому принадлежит — Сети или традиционной книге. А Бормор в этом отличный эксперт.
— Сейчас писатель может жить, где угодно, хоть в подземном бункере, — объясняет он, опираясь на собственный опыт удаленности от основного массива русскочитающей публики, — и все равно оставаться писателем для большой аудитории: кто захочет прочитать его произведения, найдет их во Всемирной паутине. Почему-то на меня дают много ссылок, люди находят эти тексты, иногда мои фантастические сказки им нравятся, иногда нет, и они пишут гневные письма… На мой взгляд, традиционная книжная культура сосуществует сегодня с блогосферой, как граничащие друг с другом феодально-крепостная монархия с конституционной республикой вынуждены друг друга терпеть. Притом обе сознают, что создают друг другу большие проблемы. Блогосфера — потому что ворует аудиторию у книжного чтения, хотя книгоиздатели тоже этого не чураются. Однако книгоиздатели в результате получают деньги, а в блогосфере все бесплатно. Но что делать? Пока нет никакого на этот счет законодательства, невозможно что-либо отрегулировать. Придет время, как-то все, возможно, уладится, и они будут засылать друг к другу послов.
Фестивали, подобные «Белому пятну», по мнению Петра Бормора, нужны и тем, и другим:
— Ценность фестивалей в том, что писатель вылезает из бункера и встречается с читателем: ведь всегда интересно посмотреть в глаза человека, для которого стараешься…
Не одинокие путники
С ним единодушно согласились коллеги, в их числе секретарь правления Союза писателей Москвы, известный поэт, переводчик и литературовед Алексей Смирнов, презентовавший на фестивале свою серьезную, в лучшем смысле традиционную книгу об отце знаменитой поэтессы, создателе столичного музея изящных искусств Иване Цветаеве — «Иван Цветаев. История жизни».
— Встречи с читателями чрезвычайно важны, хотя бы для того, чтобы писатель не ощущал себя одиноким путником на дороге творческих поисков и обретений.
Лауреат «Русского Букера» (роман «Библиотекарь»), победитель литературной премии «Новая словесность» в номинации «Приз зрительских симпатий» за книгу «Мы вышли покурить на 17 лет», московский прозаик Михаил Елизаров, по его словам, остался очень доволен полуторачасовой встречей со студентами НГУ. Хотя их пришло всего трое, но это были академгородковские интеллектуалы, и разговор о жизни и литературе шел на «высшем уровне».
Детская писательница из Минска Мария Бершадская на первой публичной встрече в Новосибирске познакомилась с четвероклассниками средней школы № 4, и, помимо игры в «досочинение» ее произведений, они задали ей немало вопросов на засыпку, в их числе такой: «Вы пишете книги, потому что это коммерчески выгодно или потому что вам это нравится?..» Ответ о том, что писательство нынче малодоходное занятие, любознательный четвероклассник с серьезным видом записал в блокнот.
К финалу фестиваля у каждого его участника накопилась богатая коллекция впечатлений от общения со взрослыми и маленькими книгочеями, а в том, что эти воспоминания, безусловно, будут подпитывать последующую работу пишущих, из них не сомневался никто.
Все воскликнули: «Эврика!»
Словом, читателю и писателю всегда есть о чем поговорить, хотя бы как людям, включенным с разных сторон в литературный процесс — процесс, который, кстати, явно активизировался. Как заметила прозаик из Санкт-Петербурга Елена Чижова:
— В начале 90-х жизнь к чтению не располагала, интереснее было смотреть телевизор, сейчас его смотреть не интересно, и люди, заметно, стали больше читать…
О том, что писателям в присутствии читателей просто необходимо встречаться также с собратьями по перу, более всего меня убедил круглый стол о женской и мужской литературе, который состоялся в областной научной библиотеке. Это был, на моей памяти, первый круглый стол, на котором участники обсуждения, «разминая» тему (сравнивая, к примеру, Дарью Донцову с Томасом Манном), споря, соглашаясь и не соглашаясь друг с другом, в результате родили истину, а точнее, сформулировали — почему прежде в России не было деления на «мужскую» и «женскую» литературу, а в последнее двадцатилетие такой книгораздел стал аксиомой.
Первый принципиальный вывод, подтвержденный интересными размышлениями и мнениями участников, был таким: настоящая большая литература никогда не делилась по подобному признаку, она, что называется, unisex. И второй, главный: деление литературы на «мужскую» и «женскую» — это исключительно инструмент рынка, поскольку, рассортировав что-либо, навесив ярлыки, удобнее продавать… И мы, принимая и применяя эту классификацию, «льем воду на мельницу рынка», победно воскликнул Михаил Елизаров, как и все сидящие в зале, избавившийся от наваждения — методом коллективного мозгового штурма разгадав загадку одной из черных дыр нашей жизни. Благодаря фестивалю «Белое пятно».
КОММЕНТАРИЙ
Виталий СЕРОКЛИНОВ, участник фестиваля, заведующий отделом прозы журнала «Сибирские огни»:
— Новосибирская областная научная библиотека каждый год находит возможность пригласить на фестиваль людей неординарных. В прошлом году в их числе были Павел Крусанов и Сергей Носов, питерские литераторы, в этом году для меня открытием стал Михаил Елизаров — букеровский лауреат, публицист и просто интересный собеседник.
Я побывал с выступлениями в таких разных местах, как обычная средняя школа, аграрный университет и районная библиотека. И везде меня встречали люди неравнодушные, везде задавали вопросы: как сочувственные, что, мол, будет дальше с литературой, так и обличающие — до чего довели ее, эту самую литературу и что же теперь будет с родиной и с нами? Я старался давать честные ответы, но что же все-таки дальше будет с литературой, мы узнаем уже, надеюсь, на следующем «Белом пятне».
СПРАВКА
Почти три тысячи жителей Новосибирска и области приняли участие в мероприятиях фестиваля «Белое пятно — 2014». В его рамках прошло более тридцати творческих встреч, в том числе в городах Обь и Бердск, поселках Красноообск, Коченёво, Мошково и Колывань.