USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Простые истины Фёдора Киселёва

Валентина МАЛЬЦЕВА

Как в капле воды отражается весь океан, так и в судьбе одного человека — целая эпоха. Эту простую истину автор книги с незатейливым названием «Жизнь» Фёдор Киселёв особенно прочувствовал на судьбах фронтовиков-новосибирцев.

Они полной галереей были изучены членами новосибирского областного оргкомитета «Победа», который много лет занимается увековечиванием памяти наших воинов-земляков. Фёдор Киселёв практически со дня основания этой общественной организации был в числе активистов. Отсюда и вытекает потребность поделиться с читателями знаниями, впечатлениями от знакомства с героями, павшими и живыми.

Им посвящены объемные главы книги, которая вышла в соответствии с планом оргкомитета «Победа» при поддержке правительства Новосибирской области.

Автор поставил перед собой и сложную философскую задачу: попытаться проанализировать, в том числе на примере своей судьбы, как жить достойно, достигая собственные простые цели.

Фёдор Киселёв не ставил перед собой задачу подняться на высокие ступени социальной, карьерной лестницы или стать «ротшильдом». Перечисляя принципы, которых старался придерживаться, он дает им логическое рациональное обоснование некоей «выгоды». Он пишет: «Нужно жить с целью», потому что она «направляет человека».

В подтверждение «простых истин» в книге приводятся судьбы известных и малоизвестных людей, изыскиваются цитаты великих писателей и поэтов.

Как эти цели формируются и что помогает человеку отличить главное от второстепенного, ярко, эмоционально показано в главе, посвященной трудному времени жизни в тылу и самому дорогому человеку Пелагее Захаровне Киселёвой, матери автора. Орден Трудового Красного Знамени она получила за свой более чем тридцатилетний труд колхозной доярки.

Нынешним молодым женщинам, ищущим экстрима за рулем и в знакомствах через Интернет, не понять, в чем таилась радость экстрима сельской жизни.

«Каждое утро подъем в пять утра. Особенно было тяжело зимой, доили вручную по 16 — 18 коров в плетеных корпусах на морозе. Руки грели в молоке… Самым тяжелым было отбивать силос. Он находился в глубоких траншеях, ломами, лопатами разбивали замерзшую землю, вилами вытягивали мокрую тяжелую массу силоса. Дояркам было жарко — они снимали фуфайки, от них пар валил, хотя мороз стоял по 20 — 25 градусов». На дойку пешком ходили дважды в день за несколько километров. Когда вечерело, колхозные труды были позади, а дома ждали собственные, доярки по дороге домой пели, шутили, смеялись. Кто может понять радость после тяжких трудов, кто может так ценить каждую минуту отдыха?

В столь тяжкой жизни, которая даром не давала ни капли радости, Пелагея Захаровна всегда сохраняла ровное, спокойное душевное состояние, которое не могло не влиять на сына, единственного в семье мужчину, безотцовщину. Она сумела оградить своего ребенка «от познавательной грязи», за которой теперь в наше время автор усматривает ранние пороки поколения «пепси» — озлобление, агрессивность, страх, корыстолюбие и чувство безнадежности, бессмысленности бытия.

Во времена детства автора «родители не читали лекций о правильном воспитании, они просто вели праведный образ жизни, были ярким примером для окружающих».

Ни один ребенок не может вырасти, чтобы не досадить родителям своими неблагоразумными поступками, — он приобретает опыт. Что должна делать мать, ища наказание за ошибки? Многие труды педагогов посвящены этой теме. Откуда о них знать женщине с церковно-приходским образованием?

Трудно себе представить, что бы произошло с нашими молодыми мамами в той далекой ситуации, которую воспроизводит автор книги.

…Мать возвращается домой из зимнего леса с заготовки дров вручную после почти суточного отсутствия. И застает свою хатку, полную дыма: замерзающие дети, Фёдор и его друзья, разложили прямо на полу угли из печки и пытались согреться. Мама только ахнула, Фёдор юркнул в самый дальний угол и притих в страхе — «что теперь будет...» Когда дым наконец рассеялся, мальчик увидел, что мать, сидя за столом, тихо плачет.

«Мама, прости меня, я больше так не буду», — я сел рядом и стал гладить ее волосы. «Скорее бы ты подрос, сынок, нам тогда легче будет все пережить».

…Сын вырос, получил образование, хорошую работу, а мама, провожая после гостевания в родном доме, по-прежнему пытается помочь. И помогает — каждое ее слово крепко держит память, не дает свернуть с достойной дороги. Наверное, такие наказы помогли всей стране выдержать все испытания в самое тяжелое время. С этой мыслью закрываешь книгу Фёдора Киселёва.