USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Опасные игры с историей

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА

Образу Григория Распутина в новом сериале дана весьма спорная трактовка

Сегодня это, видимо, один из сакраментальных вопросов нашего бытия: почему начинающая процветать в начале прошлого века Российская империя вдруг сначала втянулась в одну из самых бессмысленных и, как оказалось, саморазрушительных войн — Первую мировую, а затем опрокинулась в величайшую смуту истории — в 1917 год?

Ответы на эти вопросы ищут и мэтры российского кинематографа, такие как Никита Михалков («Солнечный удар»), и менее титулованные, но хорошо известные его коллеги, к примеру, Андрей Малюков, новый телесериал которого «Григорий Р» заставил многих прильнуть к экрану перед праздниками.

Расположенье кинозвезд
…Вызывает Александр Керенский, глава Временного правительства, опытного следователя Генриха Свиттена и дает недвусмысленное задание: откопать, говоря современным языком, компромат на уже покойного Григория Распутина с тем, чтобы заочно обвинить его во всех смертных грехах, приведших ни много ни мало — к падению самодержавия и началу разрухи в империи. Следователь начинает скрупулезно изучать жизнь не то старца, не то крупнейшего мошенника и приходит, увы, к неутешительному для Керенского выводу: Григорий совсем не тот человек, каким его представила в глазах общества пресса, а совсем наоборот: он, оказывается, из породы жертвенников, бескорыстный борец с коррупцией, патриот, провидец, защитник сирых, любящий отец и даже влюбленный рыцарь…

И самое интересное: телезритель попадает-таки под обаяние задумки постановщика и, разумеется, таланта команды превосходных актеров, среди которых суперзвезда — Владимир Машков. Большую роль сыграла тут, конечно, и хорошая сценарная первооснова, созданная ныне покойным Эдуардом Володарским.

Словом, все мы «повелись» на «Григория Р.» как дети, только вот не дает покоя так и не найденный, на наш взгляд, ответ на главный вопрос: а зачем все это? Во имя чего, собственно, создатели сериала так истово облагораживали и Григория, и царя-батюшку, и всех, кто был вхож в семейство? Получается, что какие-то злые непонятные силы провернули одну из самых главных в XX веке интриг, а историческая наука до сих пор не знает и не ведает, как это все произошло. Нельзя же, в самом деле, виновницей крупнейшей государственной катастрофы считать нетрадиционную ориентацию великого князя Дмитрия и князя Юсупова да происки английской разведки…

Распутин в каждом?
Документальное послесловие к фильму (Сергей Медведев) так и называлось — «Жертвоприношение». Хотела, мол, власть в лице главы временщиков Керенского откупиться от зреющего гнева масс, да не удалось…

И нас попытались убедить в том, что все, что есть хорошего в русском мужике, это Распутин. Недаром же мудрый следователь-немец (Андрей Смоляков) многозначительно отвечает Керенскому: «Кто Распутин? Русский человек, в каждом русском есть Распутин».

Пусть культурологи спорят в своем кругу о том, что в искусстве важнее — историческая правда или миф, тем более только что сотворенный. Нам важно другое: положив на алтарь замысла историческую правду, не совершает ли художник еще одну ошибку, когда намеренно акцентирует внимание на эзотерических способностях своего героя? Понятно, так — интересней. К тому же сплошные конспирологические игры с нынешней и прошлой реальностью дохода и славы приносят, несомненно, больше, чем трезвый анализ. Откуда вообще взялись октябрь 1917-го, август 1991-го, октябрь 1993-го и — не дай бог — так далее? Потому что игры с историей — режиссер это правильно заметил в фильме — приводят к результатам весьма печальным.