«Я полон весь мечтами о будущем…»
15 октября страна отмечает 200-летний юбилей Михаила Лермонтова, имя которого объединяет всех, кому дорога слава нашего Отечества
«Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки…» Эти завещательные строки поэта стоит вспомнить, потому что в частной истории страстей отразилась целая эпоха.
Как ни скупа на подробности школьная программа литературы, имя Лермонтова все-таки входит в душу с детства. Яркая судьба, мощная энергетика знаменитого стихотворения на смерть Пушкина — уже этого достаточно, чтобы поразить юное сердце и потом, в более зрелом возрасте вспомнив о гибели Лермонтова в неполные двадцать семь лет, спросить себя: а какую память о себе оставлю я? Конечно, примерять такой талант к собственной жизни вроде бы некорректно, но зачем же тогда примеры таких судеб? Разве не для того, чтобы выставить нам ориентиры, которые обладают вечной ценностью?
Юбилей подвигает нас не только проявить интерес к личности поэта, но и еще раз перечитать его произведения, почувствовать вкус эпохи. Ее жестокость, опасную случайностями неслучайных смертей.
Сын России, поэт страдал ее страданиями и светил ее светом. «Прощай, немытая Россия…» и «Бородино» — два полюса чуткого сердца и его отношения к Родине. Удивительно, но и сегодня, читая эти строки, ощущаешь созвучность их со своими чувствами.
Удивительно и то, что об Отечественной войне 1812 года в стихах лучше всех написал страстный поклонник французского императора.
Пожар Москвы поэт ставил в один ряд с Бородином. В драме юного Лермонтова «Странный человек» (1831) на вопрос: «Господа! Когда-то русские будут русскими?» — студент Заруцкой отвечает: «А разве мы не доказали в 12 году, что мы русские? Такого примера не было от начала мира! Мы современники и вполне не понимаем великого пожара Москвы; мы не можем удивляться этому поступку; эта мысль, это чувство родилось вместе с русскими; мы должны гордиться, а оставить удивление потомкам и чужестранцам. Ура! Господа! Здоровье пожара московского!»
Да, были люди
в наше время,
Не то, что
нынешнее племя…
Богатыри — не вы!
Позже Лев Толстой скажет, что без «Бородино» не было бы и «Войны и мира». И у какого россиянина не защемит сердце сегодня при чтении этих знакомых строк о Родине?
Ее степей холодное
молчанье,
Ее лесов безбрежных
колыханье,
Разливы рек ее,
подобные морям;
Проселочным путем
люблю скакать в телеге
И, взором медленным
пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам,
вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни
печальных деревень.
Лермонтов наследовал от Пушкина и его любовь к Кавказу. На Кавказе поэт увидел героический мир, рождающий могучие характеры и трагические конфликты, где жизнь предстала перед ним во всем своем социальном и национальном разнообразии.
Остается только удивляться, как мог человек еще настолько молодой, по нашим современным меркам не достигший зрелости, с такой философской мудростью и такой неукротимой гражданской страстью дать полную картину своего времени? Понять особенную национальную суть и ценность каждого народа, понять, что они могут обрести полноту только в единении и сравнении, взаимосвязи и взаимопроникновении.
«Под небом места много всем…» — эти слова поэта, возможно, когда-нибудь станут эпиграфом к декларации всечеловеческого братства.