USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Жить в каменных джунглях или на лоне природы?

Подготовил отдел экономики и политики, sovsibir@sovsibir.ru
Дыхание цветов, звон крыла стрекозы — живые пазлы в мозаике жилмассивов
Дыхание цветов, звон крыла стрекозы — живые пазлы в мозаике жилмассивов

В Новосибирске разрабатывается концепция публичных пространств, потребность в которой, по мнению экспертов, назрела давно

Мы, подобно маятникам, ежедневно совершаем движения по одному и тому же сценарию. Все меньше маршрутов строим, включая парки и скверы. Между тем дефицит общения с природой и друг с другом вне деловой обстановки постепенно снижает не только уровни нашей «счастливости», но и работоспособности мозга.

Об этом неустанно говорят специалисты, но, увы, такую серьезную проблему, как исчезновение или запустение городских зеленых зон, «зарастание» торговыми центрами и офисами когда-то привлекательных для прогулок территорий, решить одним росчерком административного пера не получится.

Еще сложнее противостоять массовой застройке территорий, которые, по мнению девелоперов, да и по факту, являются свободными. На них ничего не меняется десятилетиями, они утеряли свое общественное значение, заросли бурьяном и отчасти поэтому даже таят угрозу безопасности горожан, проживающих рядом.

По мнению председателя Новосибирского союза архитекторов Игоря Поповского, возможно превращение деградированных пространств при помощи дизайна городской среды. Сегодня актуально создание узкого пешеходного театрального бульвара, соединяющего скверы театра «Глобус» и театра оперы и балета. Очень востребована реконструкция публичных пространств площади Маркса и прилегающих территорий, что могло бы сделать комфортным центр левобережья и одновременно повысить капитализацию недвижимости.

Позитивным, по словам Поповского, можно считать развитие публичных пространств с концентрацией функций парковой территории при детском астрофизическом центре с запланированным строительством политехнического музея и сколковской школы, реконструкцию улицы Ильича под пешеходное пространство с созданием подземного парковочного пространства, реконструкции набережной Оби с формированием исторической мемориальной зоны «Городское начало». Кстати, Поповский предлагал реализовать на набережной с выходом к речному вокзалу потрясающий по своим масштабам и уникальности проект публичной зоны в виде увитого зеленью белого пассажирского судна. Чем не речные врата Новосибирска? Концепт остался на бумаге и в мечтах архитектора.

Экспертное сообщество непрерывно делится своим видением будущего публичных пространств мегаполиса. Приезжие архитекторы рассказывают о том, какие решения применяются за рубежом. Однако многое из того, что в Европе успешно работает, довольно сложно пересадить на сибирскую почву, хотя умными мыслями не грех и воспользоваться.

В столице успешно применяются идеи иностранных урбанистов, которые уже не одно десятилетие отрабатывают общественный заказ на очеловечивание каменных джунглей и возвращение горожанина к зеленым истокам. Известный западный урбанист Рэй Ольденбург в своей концепции third place («третье место») к рецепту «простого человеческого счастья = работа + любовь/дом» Зигмунда Фрейда добавил «убежище», подразумевая кафе, бар, кинотеатр, банк, почтовое отделение, центральную улицу города. Словом, то пространство, которое было бы комфортно, годилось для общения, знакомства, отдыха.

Кроме того, Ольденбург проповедует отказ от жесткого функционального зонирования города «жилье — офисы — промышленность», а также от маятниковой миграции «дом — работа — дом» путем повышения креативности городского пространства, создания, к примеру, кварталов дизайна и искусства, как в европейских и американских городах. Это, по мнению урбаниста, легко сделать в Новосибирске, который не обделен желанием и способностью эпатировать.

Но, чтобы населить такие зоны людьми, придется решить несколько задач. И для начала обеспечить их транспортную и пешеходную доступность, создать мотивы пребывания в центре города для жителей и гостей. Это должно быть интересно, а путешествие по мегаполису не утомительно.
Как это сделать? Своими мыслями делятся наши эксперты.

ДОСЛОВНО
Михаил ОБЛАСОВ, представитель жилищно-рекреационного комплекса «Белые росы», советник губернатора Новосибирской области:
— Первое, с чем сталкивается девелопер, это норматив минимальной площади застройки, который утвержден в Новосибирске. В него не входит учет парковых зон и элементов благоустройства. Более того, если инвестор обратится на малые общественные слушания, попросит изменить данный норматив, то в перечне условий слова «парковые зоны, скверы» не присутствуют.

Если застройщику повезет и вблизи запроектированного жилмассива будет находиться лес, и у инвестора появится желание благоустроить эту зеленую зону, он этого не сможет сделать. Ставки аренды на сегодняшний день горсоветом Новосибирска не утверждены. Соответственно, в аренду взять участок леса, чтобы вместо замусоренного бурелома создать зону прогулок и релаксации, не получается. Остается обратиться в департамент земельных и имущественных отношений для получения свободных территорий в аренду под создание парка.

Мэрия выносит этот участок на аукцион. Если на землю больше никто не станет претендовать, инвестор получит участок под зеленую зону. Возникает другой вопрос: по каким критериям происходит оценка ставки аренды этой территории? Получается, инвестор создает, благоустраивает и содержит эту парковую зону за свой счет плюс платит аренду.

Оценить значение каждого зелёного уголка
Игорь ПОПОВСКИЙ, архитектор, краевед, культуролог, председатель Новосибирского союза архитекторов:
— Новосибирск признан единственным крупным городом в России со свободным планировочным каркасом, простым и ясным. Это большое инвестиционное поле. У нас в рамках стратегии развития Новосибирска созданы концепции парковок, скоростного трамвая, многие другие. Выпадает пока концепция публичных пространств: бульваров, пешеходных маршрутов, парков, скверов. Она бы позволила оценить значение каждого зеленого островка.

Пространство можно считать живой территорией только в том случае, если оно работает, привлекает людей. А привлекательность городских улиц и публичных пространств, включая парки и скверы, составляют не беспорядочная поросль, кусты и буреломы, а аккуратные аллеи, цветники, элементы ландшафтного паркового дизайна.

Можно создавать публичные пространства социокультурных кластеров: парков и скверов, улиц «золотых миль», площадей. В Новосибирске такими могут стать пешеходная улица Ленина, «золотая миля» Красного проспекта — от часовни до площади Свердлова. Сама площадь Свердлова, объединяющая такие культурные и развлекательные функции, как Художественный музей и художественное училище, областная библиотека, выставочные залы Союза художников, Государственный концертный зал, храм Александра Невского, сквер с памятником архитектору Крячкову, бульвар с памятником Покрышкину и монументом в честь Победы, также может стать настоящим социокультурным центром. Для этого можно вернуть либо образовательную, либо создать культурную функцию (например, центра современного искусства) при реконструкции бывшего здания реального училища с выносом детской больницы в новое и соответствующее всем нормам здание.

Посади свой сквер
Александр АБАЛАКОВ, депутат Государственной думы Российской Федерации:
— Не первый год мы пытаемся совместно с общественниками, журналистами реализовать в Новосибирске разработанный мною план озеленения города под названием «Каждому дому — свой сквер». Уверен, что добиться этого возможно. Сейчас в Новосибирске есть около 600 земельных участков, которые можно превратить в зеленые зоны.

Это не только поможет экологии, но еще и станет барьером на пути пресловутой точечной застройки. Необходимо такой значимый ресурс отдать самим горожанам. Я предложил, чтобы те новосибирцы, у которых есть желание, а главное — возможность принести пользу родному городу, с согласия, разумеется, других жильцов, создавали своими силами зеленые уголки, которые для простоты можно именовать скверами. Причем мало заложить такой сквер — надо еще за ним и ухаживать!

В благодарность инициативный и деятельный горожанин может назвать сквер так, как ему захочется, и установить табличку со своим именем. В дальнейшем планируется предоставить возможность любому человеку, любой организации, хоть общественной, хоть коммерческой, присвоить имя этому скверу с учетом мнения жителей. Дать возможность ухаживать за ним, чтобы у каждого желающего появился свой сквер.

В Москве парков много, а у нас? Там куда ни идешь — обязательно проходишь через какой-нибудь парк. И нам нужно так сделать! Убежден, что многие люди хотели бы оставить о себе такую память, как аллею или парк.

Пора определиться с профилем
Лада ЮРЧЕНКО, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий:
— Началось наступление бизнес-среды на рекреационные и парковые зоны города. Одновременно началось движение самого города, когда наиболее стратегически продвинутые девелоперы стали говорить о формировании парковых пространств внутри микрорайонов. Речь идет об эксплуатируемых под эти цели кровлях домов, садах внутри дворов, зданий. Очевидно, даже с точки зрения участников жилого строительства, что Новосибирску зеленых зон не хватает для нормального функционирования единственного капитала города — людей.

Новосибирск работает исключительно на этом ресурсе. Человеку нужно дышать и жить, восстанавливаться. Рекреационные зоны имеют не только гуманитарное значение, но и экономико-производственное, если говорить о таких отраслях, как наука, образование, наукоемкие технологии, другие креативные области деятельности, где идет работа мозга.

Помню выступление одного из академиков СО РАН, когда речь шла о базовом проекте застройки Академгородка. Он сказал: «Мне для работы нужен вот этот кусок леса, это мой кабинет». С точки зрения обычного городского жителя, такие слова кажутся капризом. Между тем это стало уже входить в норму. В ходе застройки крупных городов Европы стали появляться проекты, которые включают парковые зоны. К примеру, в Берлине, когда город поменял на 70 процентов свой профиль: с тяжелой индустриальной экономики на производство креативного, интеллектуального и творческого продукта. Именно поэтому началось движение к увеличению доли зеленых мест.

Новосибирск как мегаполис, как центр агломерации испытывает еще одно серьезное ограничение: по сути, в городе негде отдыхать в выходной день. Система межбюджетного планирования не дает интенсивно совместно развивать и сочетать преимущества и потенциал существующих рекреационных зон внутри города и вокруг него. О некоторых территориях, которые могли бы стать местом отдыха всех новосибирцев, знают лишь немногие местные жители, поскольку и планирование таких зон происходит локально, в отдельно взятом муниципальном образовании или на уровне области.

С автомобиля — на велосипед

Антон КОЛОНИН, член ландшафтного совета Советского района города Новосибирска, инициативной группы «Велодорожки»:
— Академгородок — относительно компактное городское образование, что делает высоким потенциал использования велосипедов, которые являются доступным транспортным средством для всех групп населения, в том числе молодых сотрудников и студентов. Использование велотранспорта оказывает положительное влияние на общий уровень физического и умственного здоровья населения. При этом не загрязняется окружающая среда и не происходит шумового «загрязнения» среды обитания. В нашем регионе велосипедный транспорт массово используется с середины апреля — начала мая до октября — ноября, то есть более полугода. Несмотря на суровые зимы, в последние годы многократно возросла популярность этого средства передвижения в зимние месяцы. В настоящее время многие большие и малые города Европы, а в последние годы и некоторые города России — Москва, Санкт-Петербург, Пермь уходят от политики транспортного планирования, ориентированной на личный автотранспорт, в сторону создания городской среды, благоприятной для жителей мегаполисов, за счет всемерного поощрения вело-пешеходного движения и развития общественного транспорта. Эти инициативы, несомненно, нуждаются в поддержке властей.

КОММЕНТАРИЙ

О культурных кодах, политике и объединении горожан
Святослав МУРУНОВ, урбанист, создатель карты городских сообществ города Москвы, руководитель Института прикладной урбанистики, эксперт-аналитик:
— Ситуация, которую мы сегодня наблюдаем не только в Новосибирске, но и в большинстве крупных городов России, сложилась по причине отсутствия у муниципалитетов какой-либо «долинной» идеологии развития, сценария длительного будущего. Мы в своих исследованиях и проектировании каждую территорию делим на три слоя: физическое пространство — все, что можно пощупать, посмотреть, где пройтись пешком.

Второе — социальные отношения. Третье и самое важное — культурные коды, потому что наши личные сценарии, мечты и цели зависят от культурной составляющей территории, того, что на ней было, то есть истории места, топонимов, легенд, того уникального, что сохранилось.

Именно с нематериальным слоем в наших городах никто не работает. Культурный код мегаполисов — баннер. Если сделать срез культурных кодов одного конкретного места, мы получим некий неуправляемый хаос, который остается за гранью внимания. Между тем все перечисленное формирует мечты и цели населяющих это место людей. И вовсе не случаен интерес девелоперов к проектированию парков, мест для прогулок в строящихся жилмассивах. Это залог продаваемости квартир плюс залог дальнейшего благополучия и привлекательности проживания в таких кварталах.

Почему парки сегодня очень востребованная тема? Это единственное общее место, которое осталось в городе, куда мы можем пойти, независимо от нашего социального статуса, денег, и что-то там делать БЕСПЛАТНО. В большинстве парков нашей страны вечерами не так спокойно. Берете карту криминальную и накладываете на карту парков, и они странным образом совпадают. В Москве была такая проблема с парком Горького, в котором должно было найти, но не находило место новое поколение горожан, цели и мечты которого уже не совпадали с установками прошлого. В противном случае эти горожане пойдут что-то менять на центральную площадь. Парк Горького — исключение, которое возникло в результате политической ситуации — побочный эффект от Болотной.

Нужно было чем-то занять людей, у которых есть время и активная позиция. В итоге получили взрывной эффект: людям нужны такие пространства, где можно отдыхать, чувствуя себя в безопасности, знакомиться друг с другом вживую, а не через Интернет, где можно просто поваляться на траве, послушать классическую музыку у фонтана, присоединиться к каким-то творческим сообществам, устроить фестиваль и так далее. Парк Горького просто поменял отношение к неформальным объединениям горожан, позволив любой команде с улицы при соблюдении каких-то правил проявлять себя на территории парка.

Таких мест в городе должно быть несколько, чтобы их связать в единый каркас, обеспечив транспортной коммуникацией, а в идеале — пешеходными маршрутами. И этот каркас, то, что объединит горожан, позволит создать цельный, объемный образ родного города.

Фотографии статьи
Лужайки Центрального сибирского ботанического сада давно стали излюбленным местом отдыха горожан. Таких бы мест да побольше?!Фото Юлии НАЗАРЕНКО
Игорь ПОПОВСКИЙ, архитектор, краевед, культуролог, председатель Новосибирского союза архитекторов
Александр АБАЛАКОВ, депутат Государственной думы Российской Федерации
Лада ЮРЧЕНКО, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий
Антон КОЛОНИН, член ландшафтного совета Советского района города Новосибирска, инициативной группы «Велодорожки»
Святослав МУРУНОВ, урбанист, создатель карты городских сообществ города Москвы, руководитель Института прикладной урбанистики, эксперт-аналитик