Сцена играет сбор
Вот-вот начнется новый театральный сезон: первый шаг к нему сделал новосибирский «Красный факел»
13 сентября премьерным спектаклем «Довлатов. Анекдоты» открывает 95-й сезон Новосибирский академический театр «Красный факел». Но встретиться с любимыми актерами, пообщаться с ними и даже сфотографироваться зрителям посчастливилось уже в прошедший вторник. В этот же день возобновила работу после летнего перерыва билетная касса и состоялся сбор труппы.
…Сбор труппы — мероприятие не для публики, и даже журналисты на эту семейно-производственную встречу после летних отпусков приглашаются не всегда, поэтому наблюдать за явно соскучившимися по театру актерами и другими сотрудниками было чрезвычайно любопытно. Вот уселись в первых рядах самые старшие, заслуженные, молодежь расположилась в партере слева, причем то там, то сям рядом с мамами и папами — дети в возрастном диапазоне от двух до восьми… Приветствия, поцелуи и дружеские объятия свершились «за кулисами», в служебных помещениях театра, поэтому в зале все внимательно слушали директора Александра Прокопьевича Кулябина — что нового преподнесет краснофакельцам очередной творческий сезон?
Конечно, премьеры. В сентябре — Довлатов в постановке Дмитрия Егорова, режиссера, запомнившегося новосибирским театралам «Историей города Глупова». В ноябре актер и режиссер «Красного факела» Константин Колесник выпустит вторую часть дилогии Миро Говрана «Все о мужчинах» (спектакль «Все о женщинах» вышел в прошлом сезоне). В декабре в театре премьера «Декамерона» Боккаччо в инсценировке и постановке Василия Сенина (его публика помнит по сатирической комедии «Саранча»), и, вероятно, в конце года в репертуаре появится еще одна детская сказка.
Кроме того, уже идут репетиции экспериментального спектакля «Три сестры» в режиссуре Тимофея Кулябина. В планах театра — десятидневные или двухнедельные гастроли в Ярославле. Подана заявка в Министерство культуры РФ. Областное профильное министерство в связи с бюджетными проблемами в осуществлении этого проекта помочь не сумеет. Государственная дотация «Красному факелу» на текущий год и так будет секвестирована на 6,5 миллиона рублей. И 2015-й, судя по всему, будет не легче.
По словам Александра Кулябина, сейчас в связи с этим в театре идет работа с экономистами: как, что и куда перебросить, на чем сэкономить, поскольку не хотелось бы рушить намеченные планы. Скорее всего, придется «чего-то недокупить из оборудования», ужаться с ремонтом здания, которое, «как Бруклинский мост», требует постоянного поддерживающего ремонта. Самый крайний случай, сказал директор, — сокращение штатного расписания, к которому вовсе не хотелось бы прибегать.
— Не было случая, — сказал Кулябин, — чтобы наши актеры что-то на этой сцене играли плохо. Будем держать марку: постараемся, чтобы заполняемость зала была, как и в прошлом году, не менее 95 процентов. В общем, как-то это лихолетье переживем — как жили, так постараемся и жить…
Тут же, на первой в новом сезоне встрече краснофакельцев, было предложено помочь пережить трагические времена в Украине беженцам из этой страны: объявлен сбор средств и вещей переселившимся в Новосибирск людям.
…А потом начался шумный театральный open-air, которым вот уже пятый год «Красный факел» отмечает открытие театральных касс. Посвящалось празднество первой премьере нового сезона — «Довлатов. Анекдоты». По этому случаю площадь перед театром на один вечер превратилась в площадь Довлатова. Звучали хиты 70-х, гостей потчевали шпротами от рыбсовхоза «Красный факел» и жареными пирожками. У публики разбегались глаза: то и дело на площади разыгрывались колоритные ретросценки из эпохи Довлатова — милиционер гонялся за спекулянтом, в уличном «мемориальном музее писателя» строгая хранительница (актриса Дарья Емельянова) в реальных декорациях из спектакля рассказывала об «уникальной экспозиции», где нашлось место пепельнице и не до конца опустошенной стеклотаре. Рядом публика с не меньшим пиететом, как к вечным ценностям, припадала к пиву и вобле…
Когда же по традиции директор «Красного факела» торжественно открыл замок на двери в кассу, к заветному крылечку — совершенно в стиле 70-х! — образовалась часовая очередь: за это время было продано около 200 билетов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентина ШИРОНИНА, заслуженная артистка РФ:
— Прошлый сезон для меня был ознаменован очень хорошим спектаклем «Отцы и сыновья», хорошей ролью. Наши работы в нем — моя и Григория Александровича Шустера, мы играем родителей Базарова, — как и весь спектакль, высоко отмечены на конкурсе «Парадиз». Нынче после годичного перерыва я вернулась к преподавательской работе в театральном институте на кафедре сценической речи. Именно с педагогической деятельностью связаны в этом сезоне все мои чаяния и надежды. Я люблю эту работу, получаю от общения с молодежью удовольствие. Есть планы, задумки. Конечно, очень хочется, чтобы и в этом году в театре у меня появилась пусть небольшая, но хорошая роль. Но это уже зависит от режиссеров: если в педагогической работе я себе хозяйка, то здесь выбор за ними.
Людмила БЕЛОВА, заведующая труппой, помощник режиссера, заслуженный работник культуры РФ:
— Первого октября исполнится 40 лет моей службы в театре. Но до сих пор каждый раз в начале сезона сердечко трепыхается: скучаю по театру, по коллективу. А коллектив у нас замечательный, замечательные актеры, я их очень люблю, и по должности, как говорит директор, я им мать родная. А мать должна следить, чтоб они были сыты, чтобы расписание вовремя было вывешено, распределены параллели — кто в малом зале работает, кто на большой сцене. И бухгалтерия, и табель, и многое другое, упорядочивающее их работу и жизнь в театре, — вот мои обязанности. Как помощник режиссера, я отвечаю также за все происходящее на сцене. Поэтому любой спектакль для меня очень волнителен, ведь может произойти что угодно — погаснет свет, откажет аппаратура или еще что-то. Зритель обычно этого и не замечает вовсе, а у нас за кулисами начинаются страшная беготня и большие волнения.
Елена ЖДАНОВА, заслуженная артистка РФ:
— Даже летом, в отпускное время, все крутится вокруг сына Матвея, ему два с половиной года. Себе самой на удивление я оказалась очень «режимная» мать — чтобы по часам поел, поспал. Моя мама меня так не воспитывала, я, в общем-то, что хотела, то и делала, даже днем не спала… В театр с сыном прихожу редко, но он такой активист-общественник: любит, чтобы было много народу, хлебом не корми — дай по сцене походить или по залу побегать… Про то, как сложился прошлый сезон у Миши (муж — артист Михаил Селезнёв. — Ред.), за него говорить не стану — было много работы, встречи с разными режиссерами… Я же очень была рада работе с режиссером Митей Егоровым. Когда узнала, что он будет у нас ставить спектакль по Довлатову, очень хотела туда попасть и, к счастью, попала. Во-первых, я очень люблю Довлатова, во-вторых, мне очень интересен режиссер Егоров, так жаль, что из репертуара ушел его спектакль по Салтыкову-Щедрину «История города Глупова». Мне очень нравятся его лексика, его подходы, умение вытащить тему, мысль, его талант инсценировщика. Меня вообще удивляют и восхищают такие молодые режиссеры, как Тимофей Кулябин, Митя Егоров: они так много знают про жизнь. Молодые ребята, а такие темы поднимают глубокие, складывается впечатление, что они многое из этого пережили!