USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Леонар шагает по Москве

Алексей ФЁДОРОВ
Леонар Джанадда. 1957 год
Леонар Джанадда. 1957 год

Более полувека назад швейцарский студент фотографировал российскую столицу. Его снимки сегодня вызывают еще больший интерес, чем прежде

В Сибирском центре современного искусства открылась фотовыставка швейцарца Леонара Джанадда «Москва-1957».

Сегодня непросто сказать, кто же он: заслуженный пенсионер, инженер или бизнесмен? Себя он не считает профессиональным фотокорреспондентом, но «на заре туманной юности», будучи студентом политехнического института, совершил несколько удачных путешествий, в том числе в 1957 году в Москву на VI Московский международный фестиваль молодежи и студентов в качестве репортера от журнала L’Illustre.

Ну, съездил и съездил, что-то опубликовал, а журнал под давлением реакции (причин для нее было достаточно, вспомнить хотя бы Венгрию 1956 года) от молодого репортера даже открестился: больно уж свежей и оптимистичной предстала в его фотоработах советская Россия. И лежать бы тем негативам еще полвека в архивах семьи Леонара, но не таков он сам: уже будучи весьма зрелым человеком, он почувствовал, что в новой России (а для швейцарцев и СССР оставался ею) его работы могут быть интересны, и не ошибся. Особенно на фоне ностальгирующих настроений в современном российском обществе.

И какой же русский не любит Москву! Тем более 1957 года! Эпоха первого искусственного спутника Земли, знаменитой хрущевской оттепели, пуска на воду атомного ледокола «Ленин» и, наконец, выхода в свет постановления Совета министров СССР об организации Сибирского отделения Академии наук СССР...

Всего за двенадцать лет после войны страна совершила такой гигантский скачок в экономике, культуре и науке, что сейчас только впору руками развести. Самой активной участницей фестиваля была и аспирантка Московского инженерно-строительного института Наталья Притвиц, та самая, которая годом позже была зачислена в штат еще только зарождавшегося Института гидродинамики СО РАН СССР и, проработав всю жизнь рядом с выдающимися учеными, оставила свой след в истории Академгородка буквально подвижнической просветительской деятельностью.

— Наталья Алексеевна, ну и как это было? — спросили мы по телефону очевидца событий.

— Сначала на ум приходят одни междометия: ах! По заданию ЦК ВЛКСМ я была назначена куратором норвежской делегации. Любопытно: духовный подъем был такой, что мы буквально не замечали языковых барьеров. Разумеется, мне было самой чрезвычайно интересно сопровождать гостей по самым-самым дорогим местам столицы, кипеть в дружественном котле всеобщего праздника, который воистину остался навсегда с нами: это и бал в Кремле, и вечер солидарности с молодежью колониальных стран (тогда это было актуально), в сердце запала совместная поездка в Ясную Поляну… Это может показаться смешным, но я до сих пор ношу памятный шейный платок, который мне подарили норвежцы.

…На новосибирской выставке фотографа-швейцарца немногим более ста работ — лишь один зал в музее, куда экспозиция переехала почти случайно из Томска. Но еще в нулевые годы Леонар Джанадда предпринял ряд удачных шагов для показа своей экспозиции в России. В 2006 году он вполне заслуженно стал кавалером ордена Дружбы. В 2010-м его фотографии удостоились чести быть выставленными даже в Музее изобразительных искусств имени Пушкина! И немудрено: что ни снимок, то свидетельство времени. Он снимал Лужники с руководством страны, шумные фестивальные духовные «пиршества», простых москвичей с вениками и мешками, солдат с милицией…

Эта негромкая музыка настоящего фотоискусства проистекает из неравнодушного открытого сердца. Надо ли говорить, насколько это звучание актуально сегодня, когда очередной виток не столько социокультурных, сколько геополитических противоречий с Западом вывел нас снова на грань холодной войны…

ДОСЛОВНО
— Как реагировали советские люди, когда попадали в объектив вашей камеры?

Леонар Джанадда:
— Спокойно. Многие с удовольствием позировали. Даже военные и милиционеры. Для меня это был своего рода шок. Русские оказались людьми приветливыми, доброжелательными, мало чем отличающимися от европейцев. Когда узнавали, что я иностранец, многие хотели ко мне прикоснуться. Для них, очевидно, это было как соприкосновение с инопланетной цивилизацией.
Из интервью порталу «Эхо планеты»

Фотографии статьи
Никем не победимая! Фото Леонара Джанадда
Неменяющийся городской пейзаж. Фото Леонара Джанадда
Леонар Джанадда. Сегодня
Москва, 1957 год. Фото Леонара Джанадда
— Будешь летчиком? — Нет, моряком! Фото Леонара Джанадда