Леонар шагает по Москве
Более полувека назад швейцарский студент фотографировал российскую столицу. Его снимки сегодня вызывают еще больший интерес, чем прежде
В Сибирском центре современного искусства открылась фотовыставка швейцарца Леонара Джанадда «Москва-1957».
Сегодня непросто сказать, кто же он: заслуженный пенсионер, инженер или бизнесмен? Себя он не считает профессиональным фотокорреспондентом, но «на заре туманной юности», будучи студентом политехнического института, совершил несколько удачных путешествий, в том числе в 1957 году в Москву на VI Московский международный фестиваль молодежи и студентов в качестве репортера от журнала L’Illustre.
Ну, съездил и съездил, что-то опубликовал, а журнал под давлением реакции (причин для нее было достаточно, вспомнить хотя бы Венгрию 1956 года) от молодого репортера даже открестился: больно уж свежей и оптимистичной предстала в его фотоработах советская Россия. И лежать бы тем негативам еще полвека в архивах семьи Леонара, но не таков он сам: уже будучи весьма зрелым человеком, он почувствовал, что в новой России (а для швейцарцев и СССР оставался ею) его работы могут быть интересны, и не ошибся. Особенно на фоне ностальгирующих настроений в современном российском обществе.
И какой же русский не любит Москву! Тем более 1957 года! Эпоха первого искусственного спутника Земли, знаменитой хрущевской оттепели, пуска на воду атомного ледокола «Ленин» и, наконец, выхода в свет постановления Совета министров СССР об организации Сибирского отделения Академии наук СССР...
Всего за двенадцать лет после войны страна совершила такой гигантский скачок в экономике, культуре и науке, что сейчас только впору руками развести. Самой активной участницей фестиваля была и аспирантка Московского инженерно-строительного института Наталья Притвиц, та самая, которая годом позже была зачислена в штат еще только зарождавшегося Института гидродинамики СО РАН СССР и, проработав всю жизнь рядом с выдающимися учеными, оставила свой след в истории Академгородка буквально подвижнической просветительской деятельностью.
— Наталья Алексеевна, ну и как это было? — спросили мы по телефону очевидца событий.
— Сначала на ум приходят одни междометия: ах! По заданию ЦК ВЛКСМ я была назначена куратором норвежской делегации. Любопытно: духовный подъем был такой, что мы буквально не замечали языковых барьеров. Разумеется, мне было самой чрезвычайно интересно сопровождать гостей по самым-самым дорогим местам столицы, кипеть в дружественном котле всеобщего праздника, который воистину остался навсегда с нами: это и бал в Кремле, и вечер солидарности с молодежью колониальных стран (тогда это было актуально), в сердце запала совместная поездка в Ясную Поляну… Это может показаться смешным, но я до сих пор ношу памятный шейный платок, который мне подарили норвежцы.
…На новосибирской выставке фотографа-швейцарца немногим более ста работ — лишь один зал в музее, куда экспозиция переехала почти случайно из Томска. Но еще в нулевые годы Леонар Джанадда предпринял ряд удачных шагов для показа своей экспозиции в России. В 2006 году он вполне заслуженно стал кавалером ордена Дружбы. В 2010-м его фотографии удостоились чести быть выставленными даже в Музее изобразительных искусств имени Пушкина! И немудрено: что ни снимок, то свидетельство времени. Он снимал Лужники с руководством страны, шумные фестивальные духовные «пиршества», простых москвичей с вениками и мешками, солдат с милицией…
Эта негромкая музыка настоящего фотоискусства проистекает из неравнодушного открытого сердца. Надо ли говорить, насколько это звучание актуально сегодня, когда очередной виток не столько социокультурных, сколько геополитических противоречий с Западом вывел нас снова на грань холодной войны…
ДОСЛОВНО
— Как реагировали советские люди, когда попадали в объектив вашей камеры?
Леонар Джанадда:
— Спокойно. Многие с удовольствием позировали. Даже военные и милиционеры. Для меня это был своего рода шок. Русские оказались людьми приветливыми, доброжелательными, мало чем отличающимися от европейцев. Когда узнавали, что я иностранец, многие хотели ко мне прикоснуться. Для них, очевидно, это было как соприкосновение с инопланетной цивилизацией.
Из интервью порталу «Эхо планеты»