USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Каракану парком быть...

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Непростую задачу предстоит решить властям: как сделать Караканский бор природным парком и в то же время сохранить там производственную деятельность. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА
Непростую задачу предстоит решить властям: как сделать Караканский бор природным парком и в то же время сохранить там производственную деятельность. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА

Комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области провел рядовое, казалось бы, заседание, на котором в основном рассматривали законопроекты. Они будут выноситься на сессию только в первом чтении. Однако среди «рядовых» вопросов можно увидеть те, которые в ближайшее время станут широко обсуждаемыми. По крайней мере, сами депутаты дискутировали достаточно активно.

Сколько земли хватит фермеру?
На заре рыночной экономики было немало споров по поводу того, является ли собственность на землю необходимым условием для успешного сельхозбизнеса. Со временем споры сошли на нет. Большинство крупных производителей практически сразу скупили у многочисленных акционеров земельные паи, став полноправными владельцами земли, что, впрочем, не приносило им большой выгоды. Тысячи гектаров за сотни километров от Новосибирска никакого рыночного интереса не представляли: выгодно продать или заложить в банке эту землю невозможно. А фермеры спокойно существовали и существуют преимущественно на арендованных землях.

Конечно, есть участки, которые вызывают большой интерес, и было немало случаев, когда земля, изначально считавшаяся предназначенной для нужд сельхозпроизводства, на самом деле использовалась для жилищного или производственного строительства. Дошло до того, что в нашей области даже был введен мораторий на продажу земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. В ближайшее время мораторий, скорее всего, будет отменен, но перед этим депутаты внесли важную поправку в региональный закон «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Если поправка пройдет все чтения на сессиях Законодательного собрания, то количество муниципальной или государственной земли, которую можно приватизировать для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, будет ограничено.

— На самом деле мы приводим наше законодательство в соответствие с федеральным, а также с тем, что существует во многих регионах Сибири, — сказал председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Андрей Шимкив. — Максимум, который мы предлагаем для крестьянско-фермерских хозяйств, составит 25 гектаров. Это решение нам видится оптимальным, но, думаю, ко второму чтению могут появиться вопросы, которые будем решать в рабочем порядке.

Господдержке нужна прозрачность
Тема государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей нередко становится центральной в последнее время. Есть тому чисто финансовые объяснения: определенные проблемы с бюджетом и то, на что мало обращалось внимания, когда денег было много, — на что они расходовались. К примеру, сегодня можно запросто лишиться федеральной субсидии, если у хозяйства есть задолженность по налогам или заработной плате перед работниками.

Многие депутаты считают, что это не совсем правильно и может только навредить хозяйствам, которые и так не шикуют. Ведь покупая условный комбайн за миллионы рублей, сельхозпроизводитель либо вкладывает собственные средства, либо берет кредит и, естественно, рассчитывает получить полагающуюся ему компенсацию. С другой стороны, опыт прошлых лет показывал, что сама возможность получить компенсацию толкала руководителей на покупки, которые им и не нужны. Образно говоря, там, где можно обойтись одним новым трактором, приобреталось два.

К тому же и система получения компенсаций, выплатой которых занимается региональный минсельхоз, вызывает немало нареканий у директоров хозяйств: выплаты задерживаются, порой приходят не в полном объеме. Так, по данным проверок Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, по некоторым направлениям господдержки объем выплат составлял разным хозяйствам от 12 до 40 процентов, хотя все должны были получить по 50 процентов. По мнению председателя КСП Елены Гончаровой, в системе господдержки нужна открытость и прозрачность: возможно, путем создания единого электронного ресурса, в котором бы отражалась вся информация о том, кто сколько и за что получил. Чтобы не было вопросов и разногласий.

Пока же депутаты ограничились введением лимита компенсации на одно сельхозпредприятие при приобретении племенного скота в размере десяти миллионов рублей в год. Ранее такие же лимиты были введены для покупки сельхозтехники и оборудования. В условиях дефицита бюджета — мера правильная, и, надо полагать, данному закону, которым справедливо гордится Новосибирская область, предстоит пережить еще не одно изменение и дополнение.

Топорам здесь не место
Бурные дискуссии между депутатами и представителями органов исполнительной власти региона развернулись при обсуждении вопроса о внесении изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области». Говоря проще — речь шла о судьбе Караканского бора: быть или не быть ему природным парком регионального значения.

По сути, вопрос, который давно обсуждается, выходит на решающую стадию. Есть выводы и предложения специальной рабочей группы, работавшей под председательством временно исполняющего обязанности первого заместителя губернатора Новосибирской области Анатолия Соболева. Региональным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды подготовлено обоснование создания природного парка «Караканский бор» с учетом опыта других регионов России, в котором указаны границы будущего парка, зонирование, возможность ведения хозяйственной деятельности. Она как раз и стала предметом обсуждения.

Не секрет, что сегодня на территории Караканского бора, который занимает около 100 тысяч гектаров, активно ведутся работы по заготовке леса. С рядом ограничений — запрещены, к примеру, сплошные рубки, — но работа идет. Существенная часть бора находится в долгосрочной аренде у лесопользователей, и как совместить все интересы — большой вопрос.

— Просто так мы арендаторов оттуда не попросим уйти, — убежден член комитета Юрий Бугаков, — если у него на руках договор аренды, то правда на его стороне. Да и понятно, что определенную деятельность в лесу вести нужно, чтобы он не зарастал и не пропадал. Как быть в такой ситуации, надо думать. Все готово, вопрос скоро можно ставить на голосование сессии, но главное по сути так и не решено.

Руководитель департамента лесного хозяйства Новосибирской области Сергей Швец отметил, что охрана и лесовосстановление Караканского бора ежегодно стоят без малого 100 миллионов рублей. Сейчас эти расходы на себя берут арендаторы, но если от них полностью отказаться, то нагрузка ляжет на областной бюджет.

Тем не менее депутаты комитета попросили представителей правительства области активизировать работу и в начале лета еще раз совместно побывать в Караканском бору, чтобы хотя бы к осени — после парламентских каникул — конкретно заняться вопросом образования в регионе природного парка. Такая жемчужина региона, как Каракан, безусловно, нуждается в особом статусе, и не исключено, что вопрос будет решен в 2014 году.

ФАКТ
Ежегодный предельный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в Караканском бору составляет около 110 тысяч кубометров. Фактическое освоение в 2012 — 2013 годах составляло около 80 тысяч кубических метров.