Звери, люди и браконьеры
В 2013 году на территории охотничьих угодий Новосибирской области было пресечено около 1 900 нарушений законодательства
Разговаривать о деятельности областного департамента по охране животного мира всегда интересно, хотя бы потому, что это подразделение органов государственной власти региона на протяжении всей своей недолгой истории демонстрирует очевидные результаты. Заметное снижение в нашем обществе лояльности к браконьерам — один из ярких штрихов.
Запас прочности помог
Руководитель департамента Михаил Стукало, известный своей жесткой позицией по отношению к браконьерам, выступающий за сокращение сроков охоты на основные виды животных и птиц, на встрече с журналистами был в хорошем настроении. Несмотря на тяжелую — из-за огромного количества снега — прошлую зиму и существенный падеж косуль в области, он отметил, что катастрофы не произошло, тем более что за период с 2010 по 2013 год поголовье косуль в области выросло (по данным зимних маршрутных учетов — с 27 до 45 тысяч голов). Да и начавшиеся в январе учеты показывают, что мелких копытных в лесах региона достаточно. Как и другой живности.
— Прежде всего, — подчеркнул Стукало, — хочу поблагодарить все охотничье сообщество и тех людей, которые нам помогали, — районные власти, общественников, простых любителей природы. Благодаря консолидации усилий тяжело начавшийся год в целом можно назвать неплохим. Это стало результатом и последовательных мер, которые принимались в предыдущие годы. По той же косуле: если бы не было такого существенного увеличения поголовья, то и в целом для популяции последствия были бы очень тяжелые.
Когда речь идет о статистике по диким животным, нужно понимать, что какие-то существенные спады или подъемы в короткий промежуток времени не совсем объективны. Если зверям не хватает корма или нет спасу от браконьеров, они уходят в другие районы области или вообще на время меняют регион обитания. Бывает, что наши звери уходят на Алтай, в Томскую или Кемеровскую области, иногда обитатели тех мест приходят к нам. Так, специалисты отмечают, что уставшие от невнимания к себе многие животные бегут из Омской области в западные районы нашего региона — потому что здесь спокойно, есть наполненные кормушки. И вот уже регистрируются случаи задержания омских браконьеров, приходящих вслед за зверем. Интересная, словом, жизнь происходит в лесу…
Отдача будет обязательно
Стабильный прирост поголовья лесных обитателей неизменно влечет и очевидные последствия — возрастает число желающих поохотиться, причем не всегда законными способами. Пока не до конца останавливают их ужесточившиеся с прошлого года меры административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды. Среди них, помимо штрафов, пожалуй, самое жесткое — лишение права охотиться на срок от одного до трех лет.
Госинспекторы и мобильные оперативные группы департамента не сидят сложа руки. В прошлом году на территории охотничьих угодий Новосибирской области пресечено около 1 900 нарушений законодательства, большинство из них являлись нарушениями правил охоты. К административной ответственности привлечено 1 594 физических, 15 должностных и пять юридических лиц. По фактам совершения преступлений (по ст. 258 УК РФ «Незаконная охота») в следственные органы передано 206 сообщений. За ущерб, причиненный незаконным добыванием объектов животного мира, предъявлено исков на сумму более восьми миллионов рублей. В течение 2013 года было взыскано более 5,8 миллиона рублей, судебные процессы продолжаются.
На подходе еще одна нерадостная новость для браконьеров: совсем скоро за их незаконной деятельностью будут с особой пристальностью следить дополнительные сотни пар глаз.
— Недавно я был на общероссийском совещании в Москве, — сказал Михаил Стукало, — там было окончательно сказано, что инициатива, которую несколько лет мы продвигали наряду с другими регионами, будет реализована. Ориентировочно в апреле егеря, которые работают в частных охотничьих хозяйствах, получат практически такие же права, как и государственные инспекторы: задерживать браконьеров, составлять административные протоколы. Обязанность обучения этих людей возлагается на наш департамент, и я не сомневаюсь, что мы справимся. Это повысит престиж их работы, даст ощущение значимости, да и нам огромное подспорье, ведь в 54 частных охотхозяйствах работают около 300 егерей. Вместе с нашими инспекторами и оперативниками получается почти 400 «штыков». А это уже серьезная сила.
Кроме того, планомерно реализуется Президентская программа, согласно которой к 2020 году в каждом муниципальном районе должны быть по три постоянно закрепленных государственных инспектора, а не один, как сейчас. Новосибирской области уже в этом году выделено около десяти миллионов рублей из федерального бюджета, что позволит создать 15 новых ставок госинспекторов и оснастить их техникой. Районы области все разные по территории, поэтому наиболее крупные будем усиливать уже в этом году.
Но самым главным за последнее время событием в жизни департамента по охране животного мира его руководитель считает принятие трехлетней ведомственной областной программы, которая, в отличие от целевой, подразумевает большую степень финансовой стабильности.
— Теперь у нас будет закрепленное в полном объеме бюджетное финансирование, — отметил Михаил Стукало. — В частности, впервые сможем вкладывать средства в биотехнические мероприятия в общедоступных охотничьих угодьях, что привлечет туда дополнительное количество зверей и птиц. Продолжим и техническое оснащение сотрудников департамента. Одним словом, на время действия ведомственной программы у нас не будет нужды отвлекаться на разные вопросы, которые порой возникали ранее. Спасибо руководству области, депутатам, которые, считаю, объективно оценили результаты работы нашего департамента и выделили финансирование, понимая, что отдача будет обязательно.
Зачем трогать медведя?
В разговоре с Михаилом Михайловичем невозможно было обойти тему открытия охоты на боровую и водоплавающую птицу, тем более что весна не за горами. По словам Стукало, его позиция в этом вопросе больших изменений не претерпела: совсем охоту закрывать нельзя, но максимально ограничить, если возможно, необходимо. В частности, продолжать выдерживать мораторий на добычу некоторых видов животных и птиц.
— На расширенной коллегии департамента мы разработали проект открытия весенней охоты, — сказал Михаил Стукало, — впоследствии он будет представлен губернатору и членам совета по охране животного мира. Наше предложение схоже с прошлогодним: на боровую дичь разрешить охоту с 26 апреля по 4 мая, на водоплавающую — с 1 по 4 мая. Думаю, в таком виде оно и будет принято. Этого времени достаточно охотникам, чтобы и душу отвести, и большой ущерб природе не причинить.
По данным справки, подготовленной специалистами департамента на основании данных зимних маршрутных учетов последних нескольких лет, в нашей области довольно существенно выросло количество лосей (с 6 754 особей в 2012 году до 8 456 в 2013-м), также растет популяция бурых медведей, которых в регионе или поблизости с его границами обитает порядка 720 — 730 особей. Перспективы охоты на этих животных Михаил Михайлович также обозначил довольно четко:
— Да, количество лосей возрастает, но мы продолжаем придерживаться нашей позиции: надо дать лосям еще несколько лет спокойной жизни, чтобы их стало больше. А медведей у нас не так уж и много, и право на их отстрел мы даем только тогда, когда косолапый начинает хулиганить, мешать людям. А если бродит медведь где-то по лесам, занимается своими делами, то зачем его трогать?