USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На делянах становится тише

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

С каждым годом в Каракане уменьшается количество нарушений правил лесопользования и лесных пожаров

Последние несколько лет Караканский бор, расположенный в Ордынском районе, на правом берегу Обского моря, постоянно находился в эпицентре каких-нибудь скандальчиков. Мифические и реальные черные лесорубы, возмущенные беспределом жители, открытые письма в органы власти и средства массовой информации... И вдруг все стихло: в прошлом и нынешнем годах Каракан стал удивительно «скучным» местом. Притом что жизнь там не замерла, наоборот — бурлит и развивается. Наши корреспонденты побывали в Караканском бору и своими глазами увидели, что там сейчас происходит.

А просто порядок навели…
Исчезновение темы «гибели» Караканского бора из поля зрения широкой общественности объясняется очень просто — в лесу навели элементарный порядок. Как гласят законы шоу-бизнеса и желтой прессы — это скучно, это «не продается». Другое дело, когда бардак: всегда можно поднять волну, покричать, привлечь внимание. Когда же все четко, спокойно, по плану и по закону, то крикуны предпочитают притихнуть и отправиться на поиски другой «горячей» темы. Так что все нормально: без малого 97 тысяч гектаров бора никуда не делись. Более того, там происходят внешне незаметные, но интересные события.

Огню отрезают пути наступления
Для Каракана своеобразной точкой отсчета является пожар 2006 года. Реальная причина его — природная либо человеческая — так и не была установлена, но история подсказывает, что пожар, как и война, это событие, которое «все спишет». Только официально в 2006 — 2008 годах в Караканском бору было вырублено около миллиона кубометров древесины, а неофициально, по словам руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области Сергея Швеца, раза в два больше. Под предлогом вырубки пострадавших деревьев «прихватывали» и нормальный деловой лес: тактика не новая, многократно обкатанная в различных регионах России. Сейчас контроль гораздо строже, да и пожарам разгуляться оставляют все меньше шансов.

— По Караканскому бору будет сделано около 50 километров противопожарных разрывов, — говорит директор Ордынского лесхоза Владимир Борзенков. — Сейчас как раз время: пропахивается полоса шириной 50 метров, чтобы весной, когда все подсохнет, эти полосы стояли без травы и не давали низовому пожару или падающим сверху горящим веткам распространять огонь на соседние лесные кварталы.

Кроме того, сделано около 1 000 километров минерализованных полос. Их пропахивают весной, а впоследствии 2 — 3 раза подновляют.

Мутовка не обманет
Пожар 2006 года прошелся по Караканскому бору масштабно — более 9 000 гектаров земель, покрытых древесно-кустарниковой растительностью (около 10 процентов площади бора), были охвачены огнем и до сих пор нуждаются в восстановлении. Однако за последние годы уже видны результаты усилий лесоводов: если пролететь над Караканом на вертолете, то не обнаружишь ни одного черного пятна: все горельники покрыты зеленым ковром молодых насаждений.

На одной из делян размером в несколько гектаров работники компании-лесопользователя занимаются прореживанием соснового молодняка от сорного кустарника. Молодым деревьям, которым по 5 — 6 лет, нужно дать место для дальнейшего роста.

Лесок тут смешанный, в том плане что часть саженцев посадили люди, остальные проросли из семян, принесенных ветром от близстоящих сосен: семена упали в заботливо приготовленные людьми специальные борозды и дали всходы. Сергей Швец тут же проводит для нас небольшой мастер-класс по определению возраста молодого дерева, у которого еще нет годовых колец.

— Расстояние от одной точки, где выросли ветки, до другой называется мутовка, — объясняет руководитель лесного департамента, — это то, насколько дерево выросло за год. Тут четко видно, что прошлогодняя мутовка примерно 25 — 30 сантиметров, а в этом году сосенки приросли на 45 — 50 сантиметров. Это зримая разница между климатическими условиями: засушливым 2012-м и дождливым 2013-м.

Сегодня эти деревца, которые достигают возраста «зрелости» после 80 лет, — «грудные младенцы». Жизнь их ожидает непростая. Лет через 15 — 20 лесники проведут первый этап естественного отбора: уберут слабые и низкорослые деревья, чтобы дать место более сильным. Спустя еще годы процедура повторится. При искусственном, ручном высаживании саженцев на гектаре их оказывается до 4 000 штук, при естественном, природном лесовосстановлении — в 2 — 3 раза больше. К возрасту зрелости на гектаре должно остаться 400 — 500 элитных сосен, которые и пойдут на производство самой лучшей продукции. Такова лесная жизнь, и без людей тут не справиться никак.

По оценкам специалистов Западно-Сибирского лесоустроительного предприятия, Караканский бор «староват» и требует изменения возрастной структуры насаждений (формирования разновозрастной структуры), то есть уменьшения объемов спелых и перестойных насаждений путем проведения лесохозяйственных и санитарно-оздоровительных мероприятий. Ежегодный объем изъятия древесины, установленный лесохозяйственным регламентом лесничества (расчетная лесосека), по Караканскому бору составляет более 100 тысяч кубометров. Рубят спелые и перестойные насаждения, проводят так называемые рубки ухода и санитарные рубки. Кстати, на одной из таких делян можно посмотреть, насколько чистым, красивым и аккуратным становится лес после этих процедур: ровные стройные сосны стоят рядами как на параде, на земле мусора нет — его сжигают неподалеку под строгим контролем. Такой лес нам нужен!

Для себя и для людей
Охраной, защитой и воспроизводством лесов Каракана занимаются сегодня ГУП НСО «Ордынский лесхоз» и арендатор лесных участков ООО ПМК «Меливодстрой». Лесопользователи в восстановление и развитие бора ежегодно вкладывают порядка 85 миллионов рублей, не получая на эти средства бюджетных субсидий. Но работают не только для себя, но и для людей: жителей местных сел и деревень, многочисленных дачников и просто грибников и ягодников, которые в огромном количестве посещают Каракан летом. В частности, серьезно занимаются строительством лесных дорог противопожарного назначения, которые в сезон используют все. Только за последние пять лет в Караканском бору их было обустроено более семи километров. Также их периодически поддерживают в порядке, когда того требует необходимость.

Работой по защите и воспроизводству бора постоянно заняты около 150 человек, еще столько же привлекаются на условиях временной трудовой занятости. Всего в лесном хозяйстве Ордынского района трудятся более 1 000 человек из местного населения. Сохранить эту численность рабочих мест даже не задача, а жизненная необходимость. А цель, озвученная губернатором области, — увеличить не только занятость в лесу, но и экономический эффект от пользования «нашим богатством».

— Очень важно, и не только для Ордынского района, — отметил Сергей Швец, — по максимуму перерабатывать весь лес там, где он вырос, а не продавать кругляком. Во-первых, снизится нагрузка на дороги области, а во-вторых, это дополнительные рабочие места в районах и налоговые поступления в местные бюджеты.

ФАКТ
Количество проверок и рейдов по проверке законности лесохозяйственной деятельности на территории бора постоянно увеличивается. Только за 9 месяцев этого года их было проведено 440, больше, чем за весь прошлый год. При этом число нарушений правил лесопользования уже три года стабильно снижается. За 9 месяцев 2013 года было выявлено 56 нарушений, 56 человек привлечены к административной ответственности.

Фотографии статьи
Сергей Швец радуется росту молодого леса. Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА