Территория ждёт поддержки
Муниципальные районы области объединены общностью природных условий и проблем
Впоследние несколько лет департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области проявляет большую активность. Рациональное использование водных богатств, состояние и грамотное использование гидротехнических сооружений, предупреждение подтоплений, чистота рек, прудов и озер — вот далеко не полный перечень того, чем занимается это региональное ведомство. Некоторыми соображениями по поводу ресурсов Барабо-Кулундинской зоны, проблем и основ ее природопользования на форуме 2013 года в Куйбышеве поделился руководитель департамента Юрий МАРЧЕНКО:
— Барабинская низменность расположена в северо-западной части региона и занимает 11,7 миллиона гектаров, или 62 процента всей площади области. Общность территории, природных условий и проблем объединяет 14 муниципальных районов.
В ресурсном отношении территория малолесна. За степями Кулунды, продвигаясь на север, следует Барабинская лесостепь, постепенно сменяющаяся лесными массивами южной тайги, обычно прерывающимися большими болотными массивами. Низкобонитетные леса произрастают в неблагоприятных почвенно-климатических условиях (на заболоченных территориях, в лесотундровой зоне), почти не возобновляются естественным путем. Их ресурсное значение ограничено, но весьма велика климаторегулирующая, почвозащитная и водоохранная роль.
Водные объекты Барабы включены в перечень водно-болотных угодий международного значения, наделены статусом ключевой орнитологической территории международного значения. В большой степени это объясняется наличием здесь огромного количества озер во главе с нашей жемчужиной — озером Чаны.
Бараба лишена многих природных угроз, которые традиционно держат в напряжении отдельные страны и территории на планете, особенно в северных широтах. Бараба не сейсмоопасна, криобезопасна. По пожарной опасности здесь возможны чрезвычайные ситуации локального уровня.
Главный источник разнообразных проблем в Барабе — вода. С одной стороны, это дефицит качественной воды для хозяйственных и особенно питьевых нужд, а с другой — ее избыток для оказания негативного воздействия на объекты жилья и экономики.
Вместе с тем вероятность сильных наводнений невысока: на большей части зоны раз в пять лет и реже, на территории Куйбышева — один раз в три — пять лет. В условиях низкого положения большей части территории области над уровнем моря, котловинности и бессточности ее рельефа, низкого уровня канализованности низменности подтоплению грунтовыми водами подвержены сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных земель и селитебных территорий.
Есть мнение, что основной причиной резкого, местами катастрофического подъема грунтовых вод на большей части Барабинской низменности является выход из строя более 90 процентов из 3 127 километров магистральных межхозяйственных и осушительных каналов по причине прекращения работ по их эксплуатации и ремонту. Из-за того что магистральные каналы не выполняют роли отводящей сети, вышло из сельхозоборота около 240 тысяч гектаров пашни, свыше 700 тысяч гектаров сенокосов и 500 тысяч гектаров пастбищ, подтоплено 200 поселков из около 700, размываются дороги, затапливаются приусадебные участки. Население не задерживается в подтопленных населенных пунктах.
Первое, на чем необходимо заострить внимание, — это предупредительные мероприятия при разработке архитектурно-планировочных решений и осуществлении застройки. Требуются искусственное повышение планировочных отметок застраиваемых территорий, организация стока атмосферных вод.
Во-вторых, оценить происходящие процессы природного и техногенного происхождения можно только при ведении постоянного и системного мониторинга геологической среды. Исходная информация по мониторингу геологической среды неоднородна не только по своему объему и содержанию, но и по территориальному распределению. В значительной степени отсутствует информация с локальных наблюдательных сетей, где мониторинг проводится за счет средств предприятий- недропользователей. А доля этой сети наблюдений в общей системе составляет более 50 процентов.
В связи с изменениями в законодательстве исчез такой источник финансирования локального мониторинга, как платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемые ранее предприятию на проведение указанных наблюдений. Вложение средств предприятий за последние несколько лет уменьшилось. В итоге проводимые инженерно-геологические изыскания под строительство ограничены в получении необходимой исходной и прогнозной информации, а разработанные на их основе проектные решения недостаточно эффективны в отношении мер по предотвращению подтопления или его снижению.
Государственная система наблюдений также испытывает затруднения. Основным источником финансирования сети наблюдений за уровнем грунтовых вод остаются средства областного бюджета.
Большинство магистральных каналов находится в неудовлетворительном состоянии. Из-за резкого снижения дренирующего действия магистральных каналов до 90 процентов ранее осушенных земель вторично заболочено, начинается затопление и подтопление населенных пунктов, расположенных вблизи этих каналов.
Нашими предшественниками был выполнен огромный объем рекогносцировочных, изыскательных и исследовательских работ, результаты которых, как и сохранившаяся дренажная сеть, не утратили своей ценности до настоящего времени. Учитывая особое значение сохранившейся дренажной сети для решения проблемы отвода поверхностных и грунтовых вод на территории западных районов области, можно сделать вывод о необходимости придания ей особого правового статуса, возможно, на уровне областного закона.