Экология нам не по карману?
Новосибирские ускорители по очистке и обезвреживанию отходов производства активно работают в Казахстане, несколько лет функционировали в Польше и Корее, скоро очередной экземпляр отправится в Индию. В городе же, где было создано это полезное для экологии новшество, подобное оборудование применяют только Институт ядерной физики и Сибирский центр фармакологии и биотехнологии. В то же время многие новосибирские производственные предприятия предпочитают платить штрафы за урон, нанесенный окружающей среде, чем покупать и обслуживать дорогостоящую аппаратуру по обезвреживанию вредоносных отходов своей деятельности.
Когда прибыль на первом месте
По данным департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, за первый квартал 2013 года государственные инспекторы провели на предприятиях 140 проверок соблюдения природоохранного законодательства. По результатам этого инспектирования к административной ответственности были привлечены 239 должностных и юридических лиц. Общая сумма наложенных на них взысканий — 2 миллиона 334 тысячи рублей.
Даже если поровну разделить общую сумму штрафов на всех правонарушителей, то на каждого придется чуть меньше 10 тысяч рублей. Для предприятия, например горнодобывающего, годовой оборот которого за год составляет несколько сотен миллионов рублей, даже выплата 100 — 200 тысяч рублей окажется несущественной. Более того, владельцам проще будет время от времени выплачивать штраф, чтобы спокойно работать весь последующий период.
— Если во главу угла поставлена прибыль предприятия, то оно будет копать, добывать и загрязнять несмотря ни на что. Штрафы и санкции, которые применяются к нарушителям, незначительны, да и те практически не работают. Очень сложно что-то доказать. Нам, экологам, тяжело с этим тягаться, — говорит заместитель директора по научной работе Института почвоведения и агрохимии СО РАН Владимир Андроханов.
Почву нужно охранять
Всего существует порядка тридцати пяти почвенных групп. На территории Сибири таких разновидностей двадцать. В этом и состоит уникальность нашей области.
Современный почвенный покров испытывает постоянное антропогенное изменение, выражающееся как в прямом воздействии в результате его эксплуатации, так и в промышленных выбросах. Кстати, это было отмечено еще в первой половине прошлого века, когда воздействие человека на окружающую среду стало настолько велико, что по интенсивности могло сравниться с мощными геологическими процессами, определяющими облик планеты.
За 120 лет распашки плодородных черноземов, которыми так славилась Западная Сибирь, вынос почвенного материала составил 170 миллионов тонн, что равносильно потере 70 тысяч гектаров плодородных земель. На таких участках начинаются процессы опустынивания, резко снижается продуктивность и устойчивость экосистемы и значительно снижается качество жизни населения.
Не пощадили почву и разработки месторождений природных ископаемых: ведь у нас добывают сырье, начиная от нефти и заканчивая редкоземельными металлами. Конечно, это ведет к сокращению земельного фонда, деградации почв и потере ими всех естественных почвенно-экологических функций. По экспертным оценкам, общая площадь земель, непригодных к использованию, только в Кузнецком угольном бассейне составляет около 100 тысяч гектаров. На территории Караканского угольного разреза уничтожено около 50 — 70 гектаров. Всего площадь таких земель на территории Сибири достигает 1,5 миллиона гектаров.
Более 30 миллионов тонн горных пород, вынесенных на поверхность земли в процессе разработок, создают так называемые лунные ландшафты, после которых восстановить прежние не представляется возможным. Альтернатива открытым разрезам — добыча полезных ископаемых шахтовым методом. Это опасный для человека способ, но более экологичный.
По мнению Владимира Андроханова, наращивание объемов добычи полезных ископаемых должно сопровождаться корректирующими экологическими действиями в землепользовании и рекультивацией. Кроме того, требуется также и активная работа по интеграции законодательных органов власти, академической науки, а также основных вузов, готовящих будущих специалистов. Профессионалы, пришедшие на производство, уже будут понимать свою ответственность и стараться использовать более экологичные способы разработки природных ресурсов.
Драгоценная чистота
Во многих случаях загрязнение почвы, а также воды и воздуха можно свести к минимуму. В новосибирском Академгородке появилось новое перспективное направление — технология электронно-лучевого обеззараживания и биологической очистки сточных вод промышленных предприятий и животноводческих комплексов, а также вредных заводских выбросов в атмосферу. Этот метод обеззараживания совместно разрабатывают ИЯФ и Институт цитологии и генетики СО РАН.
К примеру, чтобы обеззаразить стоки на крупнейшем свинокомплексе Новосибирской области ЗАО «Кудряшовское», достаточно воздействовать на них электронно-лучевой обработкой специального ускорителя, а затем провести биологическую очистку в прудах с водяным гиацинтом. После этого очищенная вода попадает в природу, а обезвреженные отходы можно использовать в качестве удобрения в полях — ведь теперь они не будут сжигать почву.
Можно применять такие ускорители и для очистки выхлопов тепловых электростанций. Например, в Польше оборудование на основе такого ускорителя проработало около 20 лет. В результате дымовые газы очищались от окислов азота и серы, а на выходе получалось сельскохозяйственное удобрение, которое смело можно было продавать. Но эта работа была остановлена. Отказались от ускорителя и в Корее, на лакокрасочном заводе, который попросту перенесли в Китай. Причина — содержание такой аппаратуры требует очень больших энергетических затрат. Да и сам обеззараживающий агрегат стоит недешево: более 800 тысяч евро. Бизнесмены выбирают прибыль: для них оказалось гораздо легче платить штрафы, чем устанавливать такие сооружения.
В Новосибирске ускорители широко применяются в медицине — для стерилизации одноразовых медицинских изделий и обеззараживания медицинских отходов. Пользуются этими услугами около сорока предприятий из Новосибирска, а также Бийска, Барнаула, Томска и Красноярска. Наши технологии теснят даже зарубежных производителей медицинских изделий, например Китай.
Такую многофункциональную аппаратуру можно применять и в пастеризации продуктов питания, и для производства пенополиэтилена, и еще во множестве случаях. Кандидат технических наук, заведующий лабораторией промышленных ускорителей Института ядерной физики СО РАН Александр Брязгин надеется, что вскоре полезные ускорители в Новосибирской области будут стоять если не повсеместно, то хотя бы массово.
СПРАВКА
Экологические преступления, такие как загрязнение вод и атмосферы, порча почвы, нарушение правил охраны и использования недр, согласно статьям 246 — 248, 250 — 252, 254, 255 главы 26 УК РФ, караются штрафами 80 — 200 тысяч рублей, или принудительными работами, или заключением на срок от трех месяцев до двух лет.