Накормить — значит защитить
На крупнейшей в Западной Сибири особо охраняемой природной территории реализуется уникальная для России биотехническая программа
Государственный природный заказник федерального значения «Кирзинский» — уникальный природно-биологический резерват, являющийся основной воспроизводственной биологической матрицей для северных природных территорий Казахстана, Новосибирской, Омской, Томской областей и других регионов Западной Сибири. В особо охраняемых угодьях сосредоточены крупнейшие популяции сибирского лося и косули, а также устоявшийся многочисленный прайд дикого кабана. О том, как удается сохранять и приумножать все это великолепие, мы побеседовали с руководителем заказника Вячеславом ЕРМОЛИКОМ.
— Вячеслав Борисович, большинству людей путь в ваши владения, по понятным причинам, «заказан», но все равно хочется знать, что это за территория и чем она так уникальна...
— Во-первых, это действительно крупнейший заказник Западной Сибири площадью около 200 тысяч гектаров, располагающийся на территории Барабинского и Чановского районов. Здесь более 50 озер, включая северо-восточную акваторию озера Чаны, которые имеют большое значение для сохранения водоплавающих и околоводных птиц не только лесостепных популяций, но и ряда видов пернатых, гнездящихся на обширной территории Сибири вплоть до Якутии. В 1971 году в рамках Рамсарской конвенции Чановской системе водно-болотных угодий присвоен статус угодий международного значения.
Заказнику в этом году исполняется 55 лет, но что интересно, еще в 1917 году Вениамином Семёновым-Тянь-Шанским — сыном знаменитого географа и ботаника — от имени Природоохранительной комиссии по различным научным учреждениям России были разосланы специальные вопросники с просьбой предоставить необходимую информацию об охране памятников природы. Эти материалы легли в основу его записки «О типах местностей, в которых надлежит учредить заповедники типа американских национальных парков», датированной 2 октября 1917 года. К ней прилагалась картосхема с нанесенными точками на месте предлагаемых парков и дано небольшое пояснение. Предполагалось создание заповедника и в районе Чановских озер, но из-за Октябрьской революции тема была временно закрыта.
В последующие годы специалисты неоднократно возвращались к проекту организации заповедника. Однако узковедомственные и сиюминутные интересы отдельных людей этому препятствовали до тех пор, пока в 1958 году не создали здесь государственный заказник «Кирзинский», в котором на сегодня обитают около 80 видов млекопитающих и почти 350 видов птиц. К охотничьим животным относятся 19 видов зверей и 42 вида птиц. Многие из них в настоящее время включены в Красные книги Российской Федерации и Новосибирской области. Главные задачи, стоящие перед руководством заказника, — охрана маточного поголовья парнокопытных и сохранение уникального биологического потенциала животных для репродуктивной деятельности.
— Как я понимаю, птицы не основные объекты вашего внимания и заботы?
— Орнитофауна на Чанах представлена достаточно широко. На нашей территории огромное количество островов и озерных займищ и, следовательно, устоявшиеся десятилетиями транзитные перелетные коридоры мигрирующих птиц. Во время массового гнездования только на Чанах концентрируется до 300 видов пернатых. В 70-е годы ХХ столетия, по оценкам орнитологов, озеро за сезон посещали до 1,5 миллиона водоплавающих птиц.
Сегодня их значительно меньше, вследствие чего логичны жесткие меры по охране этих уникальных угодий от браконьеров. Заказник имеет свой новый быстроходный «флот», в результате в рамках морских границ прекращен проход моторных плавучих средств, а охраняемая акватория сибирского мегаозера очищена от рыболовных сетей.
Существует и другая проблема: из числа животных, особенно нуждающихся в поддержке человека, наиболее уязвимы зимующие виды — они нуждаются в биотехнической поддержке. Зимний период для большинства из них наиболее тяжелый. Если летом кормовая база угодий в некоторой мере обеспечивает их потребность в кормах, то зимой количественный и качественный состав кормов беден. В то же время энергетические затраты животных зимой значительно выше, чем в теплое время года, а питание малокалорийными грубыми кормами не обеспечивает восполнение этих затрат в организме. В итоге к окончанию достаточно длительного зимнего периода может наблюдаться повышение уровня смертности животных, особенно молодняка.
Сама по себе природа, конечно же, способна к самосохранению и воспроизводству, но когда наступают экстремальные зимы, подобные нынешней, то без помощи человека животным не обойтись. Поэтому, опираясь на концепции собственных научных разработок, впервые в России мы применили новые технологии комплексно-пространственной биотехнии на особо охраняемых природных территориях. Здесь нам помогли специалисты Западно-Сибирского филиала ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства, разработавшие для нас программу рекультивации сельскохозяйственных земель и проведения биотехнических мероприятий.
Своими силами мы создали мощную кормовую базу по всей территории заказника. У нас более 600 гектаров посевных площадей. Сеем овес, горох, ячмень, подсолнечник, люцерну и рапс. Структура созданных для диких животных кормовых полей позволяет нам концентрировать их в центре заказника и удалять с периферийных окраин — так зверя легче охранять, а браконьерам труднее до них добраться. Кроме того, нам удалось исключить вынужденные миграции косули и лося в поисках корма в зимнее время.
— Поделитесь подробностями нового метода?
— Зимой копытные — в основном косули и кабаны — питаются пищей, которую добывают из-под снега. Полноценные корма необходимы животным, чтобы пережить низкие температуры и приносить здоровое потомство. В истории заказника были случаи, когда в аномально снежные зимы косули, гонимые голодом, в большом количестве выходили на лед озера Чаны и там в массовом порядке гибли от бескормицы и браконьеров.
Безнравственность и жестокость людей, истребляющих диких животных, находящихся в бедственном положении, поражает, а ведь сострадание, любовь и готовность прийти на помощь всегда являлись лучшими духовными свойствами русской души.
— Свой «флот», сельскохозяйственная техника... Наверняка для этого требуются огромные денежные средства, которых у частных охотопользователей просто нет. Как им перенять ваш опыт?
— У нас, безусловно, существует федеральное финансирование, но оно не настолько большое, особенно учитывая размеры заказника. В 2011 году, впервые за последние десятилетия, объем финансирования заказника достиг 5,5 миллиона рублей, в результате чего администрации удалось провести структурные реформы по созданию эффективной системы охраны, формированию материальной базы и ее техническому обновлению.
Осенью 2012 года мы совместно с нашим земляком, депутатом Государственной думы РФ Николаем Харитоновым представили нашу биотехническую программу министру природных ресурсов и экологии России Сергею Донскому. Результат оказался конструктивным — из резервного фонда министерства нам выделили четыре миллиона рублей. Мы приобрели мощный трактор, дискатор, стерневую сеялку и лесной противопожарный плуг. В текущем году заказнику «Кирзинский» для укрепления материального базиса, аграрной инфраструктуры и дальнейшей реализации биотехнической концепции министерство планирует выделение финансового транша в объеме 20 миллионов рублей.
Это существенные средства, но начинали мы без них. Уверен, что и в масштабах заказников регионального значения, и в частных охотхозяйствах области реализация нашей программы для спасения диких животных от гибели в зимний период не только возможна, но и необходима. Секретов у нас нет — технологиями биотехнии мы готовы поделиться.
ФАКТ
Ежегодно с территории заказника «Кирзинский» в сопредельные угодья перемещаются до 50 лосей, свыше 300 косуль и более 250 кабанов.
Кирзинский — один из старейших федеральных заказников страны. Раньше него на несколько месяцев, но в тот же год были основаны Воронежский, Приазовский, Ярославский, Тюменский, Цейский (Северная Осетия) и Хингано-Архаринский (Хабаровский край) заказники