USD 100.2192 EUR 105.8090
 

«Два сольди» моей юности

Александр ЖАГОРОВ
Фото Александра ЖАГОРОВА
Фото Александра ЖАГОРОВА

Тяготение публики в Центральный парк Новосибирска наблюдалось издавна. Помню очень хорошо послевоенные годы, тогда парк назывался «Сад Сталина» и, обнесенный по всему периметру высоким деревянным забором, побеленным известкой, внешне очень походил на острог. Вход был платный, а это значит — билеты, кассы, контролеры, очереди. При входе главной достопримечательностью и украшением сада была довольно большая композиция из гипса «Ленин и Сталин на отдыхе в Горках». Дальше шла аллея, на которой располагалась огромная клумба, и все отдыхающие летом гуляли вокруг нее, а зимой на этом месте заливали каток.

Любимым уголком сада считалась танцплощадка, где ежедневно играл духовой оркестр, с большим вдохновением исполнявший популярную музыку — вальсы, польки, мазурки, танго и даже запрещенные в ту пору фокстроты.

На летней эстраде тоже кипела жизнь. Очень часто здесь выступали артисты Новосибирской филармонии, поэты, писатели. Иногда приезжали выдающиеся, любимые народом знаменитости того времени — Леонид Утёсов, Вадим Козин, Александр Вертинский и другие. В такие особые дни сад Сталина напоминал веселый муравейник — здесь собиралось столько народа, что многим, особенно молодым людям, приходилось слушать концерты, сидя на ветвях деревьев.

Запомнился на всю жизнь август 1956 года. Это был единственный концерт итальянского певца и композитора Гуальтиеро Мизиано. Казалось, весь Новосибирск вместе с его окрестностями пришел в сад, чтобы послушать «невиданную птицу» — ведь тогда это был первый иностранный артист, которому удалось добраться до столицы Сибири. Выступление замечательного певца сибиряки встретили с воодушевлением. С того концерта запомнилась одна песенка — «Два сольди», мелодия которой живет и в наши дни.

Конец 80-х — начало 90-х годов, пожалуй, самый печальный период за всю историю парка. Тогда стали быстро исчезать аттракционы, павильоны, наглядная агитация, даже вековые сосны и тополя были вырублены под корень. В завершение исчезло освещение, и вся территория парка погрузилась в темноту. В ту пору совершенно серьезно стоял вопрос о целесообразности дальнейшего существования парка. Каким-то чудом добрые люди спасли этот исторический культурный памятник, и он продолжил работу.

Восстановление разрушенного хозяйства парка потребовало немало времени и средств. Но даже в это, самое трудное для страны время, Центральный парк оставался культовым местом, куда приходили тысячи новосибирцев, и каждый находил здесь для себя что-то интересное.

Сегодня Центральный парк — своеобразная визитная карточка мегаполиса, знаковое место, по которому судят о Новосибирске как об одной из культурных столиц не только Сибири, но и всей России.