Экономия — не значит безответственность
Привет из прошлого
Большинство энергосберегающих ламп — это люминесцентные ртутные лампы, которые начали широко внедрять в СССР еще в 1980-е годы. Каждой подобной лампе был присвоен номер, а их использование жестко регламентировалось Главным управлением снабжения. Предназначались они в основном для предприятий, и достать их можно было только двумя путями. Нужно было либо сдать старые лампы и получить взамен новые, либо предоставить документы, что лампы нужны для новых производственных помещений. Система утилизации ртутьсодержащих приборов — а значит, и ламп — существовала уже тогда. Видимо, поэтому проект перехода к энергосберегающему освещению хорошо выглядит на бумаге, но с трудом реализуется в реальности.
Мировыми лидерами по внедрению энергосберегающих ламп являются США, Япония и Европа, причем из европейских держав наиболее сознательные граждане живут в Дании. В этой стране утилизируют почти 75 процентов используемых ламп. России до таких показателей расти и расти.
— В идеале Новосибирская область должна утилизировать 1 миллион 700 тысяч ртутьсодержащих приборов в год, — сообщает директор центра по утилизации ртутьсодержащих отходов Сибирского федерального округа «СибРтуть» Вячеслав Косенко. — В это число входят 80 000 градусников, 200 000 ламп наружного освещения и почти полтора миллиона люминесцентных ламп. Если мы будем собирать 50 процентов от всех ламп, которые используются в нашей области, это будет революционный прорыв.
Менталитет мешает
Все названные цифры — только примерные оценки специалистов, потому что никакой официальной статистики по числу используемых ламп не ведется.
— Люди пока очень неактивно сдают нам лампы, — сетует Вячеслав Косенко. — По нашим оценкам, у населения области образуется не менее 150 000 отработанных ламп в год — мы же за это время утилизируем только 50 000. За первые полгода из пунктов сбора нам приходили одна-две лампы в день. Это очень низкие показатели.
Почему люди не несут лампы? Самый очевидный ответ — потому что просто не покупают. Это не только российская особенность. Например, в Германии, где люминесцентные лампы начали внедрять в конце 2000-х годов, люди восприняли их в штыки. Негативное отношение к лампам немцы объясняли высокой ценой, отталкивающим внешним видом, наличием в них ртути и ожиданием вреда здоровью от их использования. В результате в 2008—2009 годах в немецких магазинах был настоящий ажиотаж вокруг привычных лампочек накаливания, и понадобилось два года, чтобы люди привыкли к идее энергосбережения.
Очень многих людей будет раздражать, что отработанные лампы нельзя просто выбросить в мусор, а нужно куда-то нести. Были идеи решать эту проблему по немецкой схеме — рассредоточить по городу специальные баки, в которые люди могли бы аккуратно помещать перегоревшие лампочки. Но даже в Германии утилизируется не более половины всех энергетических ламп — так что это в любом случае окажется полумерой. К тому же есть опасность, что в баки будут бросать не только ртутьсодержащий, но и обычный мусор.
Куда сдавать?
Недостаточное число предприятий, утилизирующих лампы, — еще одно препятствие для программы энергосбережения. В полуторамиллионном Новосибирске работают всего 20 пунктов, где можно сдать старые ртутные лампы. А жителям небольших городков или сёл нашей области подчас не остается ничего, как выбросить лампу в мусорное ведро — не везти же ее за десятки километров в областной центр! Заместитель руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Андрей Даниленко видит два пути решения проблемы:
— Сейчас большинство точек приема старых ламп находится в крупных торговых сетях. Мы продолжим работу с ними, поскольку это очень удобно,— приходишь в магазин за новой лампой и там же сдаешь старую. Второй путь — это организация передвижных центров по приему любых ртутьсодержащих отходов. По определенному графику специально оборудованные автомобили смогут объезжать города и сёла области. Подобная программа уже работает в Санкт-Петербурге, где муниципалитет оборудовал три специальных автомобиля.
От технологии к технологии
Многие покупатели наверняка замечали, что энергосберегающие лампы работают совсем не так долго, как указано на упаковке. У меня самого лампочка, производитель которой заявлял о 6 000 часов работы, перегорела за три месяца. А 6 000 часов — это 250 дней непрерывной работы. Как подчеркивает Андрей Даниленко, энергосберегающие лампы и рассчитаны на длительную работу — вот почему они изначально внедрялись на производствах. А когда лампу постоянно включают и выключают, то она может быстро перегореть. Однако как побороть многолетнюю привычку выключать свет, если он не нужен, остается загадкой.
Вопрос можно решить переходом к другой энергосберегающей технологии. В последние пять лет в мире активно применяются светодиодные лампочки, повсеместное внедрение которых — вопрос пяти-семи лет. Не влезая в физические дебри, можно сказать, что светодиод — это очень маленькая лампочка, обладающая достаточно ярким светом. Первые светодиоды начали использовать еще в конце 1960-х годов, и сегодня они применяются в сотнях приборов. Индикаторы работы в чайниках и телевизорах, экраны сотовых телефонов, уличные табло и светофоры — все они обладают светодиодной подсветкой. Следующий шаг — создание лампочек для бытового использования, которые уже сегодня можно приобрести в магазинах.
— Цены на бытовые светодиодные лампы сейчас снижаются и уже опустились до 300 рублей, — утверждает директор по развитию завода, производящего лампы, Даниил Соловьев. — Конечно, эта цена пока слишком высока для потребителей, но переход к светодиодным лампочкам идет во всем мире. В отличие от люминесцентных ламп они абсолютно безопасны в использовании, и если их разбить, ничего страшного не случится.
Впрочем, как подчеркивает Даниил Соловьев, светодиодные лампы тоже не стоит выбрасывать в мусорную корзину. В них стоит контрольный блок питания, в котором есть вредные вещества, но о правильной утилизации светодиодных ламп пока никто не думает так же, как и о правильной утилизации батареек и других элементов питания.
Пока что специалисты сходятся в одном — говорить о полноценной замене обычных лампочек на энергосберегающие рановато. Для того чтобы переход от одной технологии к другой прошел безболезненно, у нас есть еще три года — от ламп накаливания мощностью более 25 ватт планируют отказаться только в 2014 году. При этом из магазинов привычные лампочки не исчезнут еще долго, так как торговые сети наверняка запасутся ими впрок. Будем надеяться, что цены на энергосберегающие лампы еще понизятся, а наши граждане станут более сознательно относиться к экологии своей страны и своему здоровью.
СПРАВКА
Цветовая температура характеризует цветовую окраску света. Чем выше температура окраски (указывается в градусах Кельвина) — тем ближе цвет к белому, чем она ниже — тем больше будет красного оттенка.
— 2700 — 3200 К (теплый дневной свет) — для жилых комнат.
— 4000 — 4200 К (дневной свет) — для кухни, ванной, мастерской, подвала.
— 6200 — 6500 К (холодный дневной свет) — для наружного освещения.
ЦИФРА
Ежегодно в России продаётся 177 миллионов люминесцентных ламп