USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Стволовые клетки оптом и в розницу

Никита НАДТОЧИЙ
Профессор Олег Серов: «Тот, кто предлагает вам красоту и молодость за счёт стволовых клеток, — шарлатан».   Фото Никиты НАДТОЧИЯ
Профессор Олег Серов: «Тот, кто предлагает вам красоту и молодость за счёт стволовых клеток, — шарлатан». Фото Никиты НАДТОЧИЯ

«Ну, это такие клетки, которые берут из головы живых младенцев, и ими можно всё-всё лечить. И, наверное, они длинные, как стволы, поэтому так и называются», — задумчиво выдали ребята свое коллективное мнение. М-да, пока что скромный отрицательный ответ коллеги был лучшим, и я поспешил в Государственную публичную научно-техническую библиотеку, где начиналась лекция «Стволовые клетки: мифы и реальность».

В лесу дремучем, средь мифов могучих
На самом деле, когда заведующий лабораторией генетики развития Института цитологии и генетики СО РАН, профессор, доктор биологических наук Олег Серов начал выступление, проектор высветил куда более взвешенную формулировку его доклада: «Эмбриональные и тканевые стволовые клетки: настоящее и будущее медицины».

Впрочем, элемент броской сенсационности, сделавший для большинства слушателей свое — рекламно-завлекательное — дело, теме стволовых клеток сопутствовал всегда. Элемент научной глубины (читай — таинственности), которую обыватель стремится вывернуть в удобоваримую форму знахарского чуда, стал, в свою очередь, причиной многочисленных спекуляций на ней. Причём спекуляций не столько информационных (оставим на совести «сенсационной журналистики» лишенные смысла публикации и передачи о чудесах лечения или, наоборот, кровавых подробностях добывания медиками стволовых клеток), сколько спекуляций в буквальном смысле корыстных. Потому что масса коммерческих предложений о небывалых омолаживающих эффектах стволовых клеток является не чем иным, как мошенничеством. А прорастают подобного рода спекуляции только на почве элементарной неосведомленности, граничащей порой с откровенным невежеством (пример с «головами младенцев» — увы, не редкость). Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Строго научные чудеса
Стволовые клетки (stem cell, «клетка-ствол», «клетка-предшественник») — особые клетки живых организмов, каждая из которых способна впоследствии изменяться (дифференцироваться) особым образом, то есть получать специализацию и далее развиваться как обычные клетки: мышечные, нервные, костные и так далее. Но пока клетка стволовая — она ничья. Этакая универсальная капсула, из которой может получиться что угодно. Но тут есть важные нюансы.

Во-первых, есть тканевые стволовые клетки. Они отвечают за тканевое самообновление уже взрослого организма. Они есть в каждом из нас и служат своего рода стратегическим запасом клеток, из которых формируются замены дряхлеющим клеткам и тканям. Пока этот процесс идет без сучка, без задоринки — мы молоды и полны сил. Когда формирование клеток для замены начинает угасать — мы стареем.

Характеризующий весь этот механизм ключевой аспект— тканевые стволовые клетки, несмотря на свою кажущуюся универсальность, имеют очень ограниченный спектр возможностей. Так, кровяные стволовые клетки являются «универсальными» запасными кирпичиками лишь для клеток крови. Стать, к примеру, строительным материалом для мышечной или костной ткани они не смогут никогда. На то есть мышечные и костные «универсальные» кирпичики.

Во-вторых, существуют эмбриональные стволовые клетки (ЭСК). И этот горизонт знаний стал величайшим этапом биологической науки XX века — именно такой вердикт вынес в 1999 году авторитетный журнал Science, помещая получение линии ЭСК в один ряд с расшифровкой двойной спирали ДНК.

В отличие от взрослых тканевых стволовых клеток в случае с ЭСК речь идёт именно об эмбриональной стадии развития организма. Точнее, о стадии бластоцисты. Это четвёртый-пятый день развития зародыша, который в это время представляет собой крошечную (0,1 мм) сферу. Бластоциста состоит из 200— 300 клеток, не прикреплённых пока даже к стенке матки. Внутри этого крошечного шарика находятся 40 — 50 клеток, которые, по сути, чуть позже и станут большим и красивым человеком, возможно, даже с усами и в бежевой рубашке. Именно эти (и только эти!) 40 — 50 клеток, взятых в период четырёх-пятидневного зародыша, и являются теми самыми абсолютно универсальными кирпичиками, из которых в дальнейшем пойдет формирование всего разнообразия клеток организма.

И здесь начинается череда настоящих, строго научных, чудес. Эмбриональные стволовые клетки, взятые на стадии бластоцисты, вполне комфортно чувствуют себя вне организма — их можно спокойно извлечь. Здесь же, вне организма, их можно продолжать выращивать — ЭСК в неволе охотно делятся, размножаясь практически безгранично, сохраняя при этом генетическую информацию в первозданном, неповрежденном, виде. Эти клетки можно даже замораживать, их свойства останутся неизменными — стойкие оловянные солдатики, иначе не скажешь. Но самое главное, из-за чего, собственно, весь сыр-бор, — из эмбриональных стволовых клеток можно выращивать что угодно — любую (любую!) из наших 220 типов клеточной ткани можно вырастить практически вручную, на заказ. Хоть зубы, хоть ткани печени, хоть сердечной мышцы, хоть кровяные тельца, хоть нейроны мозга… Чувствуете накал? Прикосновение к сакральному ощущаете? То-то же.

Просветительство: миссия выполнима
Горизонтам, открывшимся в науке с получением линии эмбриональных стволовых клеток, сложно подобрать сравнение и оценить сейчас, в самом начале пути, в полной мере. Даже сдержанное прогнозирование рисует картины создания банка ЭСК — источника любых специализированных клеток. Медицинские перспективы колоссальны настолько же, насколько совсем недавно казались фантастическими.

Новым прорывом ознаменовался 2006 год, когда были получены индуцированные стволовые клетки — лабораторно созданные, практически полностью аналогичные по свойствам естественным. Это открытие стало причиной очередного колоссального рывка биологической науки, так как в перспективе появляется возможность каждому человеку делать персональную терапию с использованием именно его клеток. А на этом пути человечество ожидают такие чудеса, как лечение необратимых заболеваний, дегенеративных состояний тканей, которые на сегодняшний день являются пока приговором.

— Но здоровым-то хочется быть здесь и сейчас! — говорит Олег Серов. — И все мы прекрасно понимаем, что больной, например, с четвертой стадией рака заплатит какие угодно деньги даже за призрак надежды. Что уж говорить о магическом словосочетании «стволовые клетки», которым так расхоже манипулируют.

Мошенники от медицины не уточняют, о каких стволовых клетках идет речь. То ли это тканевые, спектр возможностей которых, как мы видели, весьма ограничен, то ли речь идет об эмбриональных, которые пока что являются уделом научных лабораторий. К тому же зачастую коммерческие эскулапы находят применение даже абортивному материалу, нечестно называя его эмбриональным, да ещё и приписывая ему все чудесные свойства стволовых клеток стадии бластоцисты, обещая исцеление, омоложение, etc. Рынок подобных медицинских и косметических услуг, к сожалению, очень велик.

Лекция Олега Серова о стволовых клетках — один из элементов информационного противодействия ошибочным суждениям и заблуждениям, а зачастую и простой неосведомленности. А такие лакуны, как известно, нельзя оставлять незаполненными.

ЦИФРА
Стволовых клеток в нашем организме очень мало: у эмбриона — 1 клетка на 10 тысяч, у человека в 60 — 80 лет — 1 клетка на 5 — 8 миллионов. Этим во многом объясняется процесс старения.

ФАКТ
Процесс самообновления организма идёт без остановки. Каждый день мы теряем массу омертвевших клеток. Так, только с кожи ежесуточно опадает до двух граммов эпителия. На их место тут же приходят новые клетки.

Фотографии статьи
Фото с сайта www.mythemes.ru