«Преемственность поколений необходимо поддерживать»
В сентябре 2005 года был открыт музей истории развития начального профессионального образования Новосибирской области, директором которого стала Самоходкина Нина Семёновна, ветеран труда, долгие годы проработавшая директором профессионального училища № 22. В просторных залах со вкусом и знанием дела расположены многочисленные документы, фотографии, альбомы, книги, стенды, рассказывающие об истории развития и становления системы начального профессионального образования, о людях, которые создали и заложили традиции. Экспонаты, представленные посетителям музея, наглядно демонстрируют, какого мастерства можно добиться, обучившись той или иной профессии. Музей документирует не только неповторимые материалы прошлого, но и современную историю. И поэтому именно здесь, в музее, не прерывается извечная связь времён.
— Преемственность поколений необходимо поддерживать, — высказывает своё мнение Нина Семёновна, — ведь без прошлого нет будущего. Музей очень часто посещают школьники, учителя школ организуют экскурсии в рамках профориентационной работы. Здесь ребята получают достоверную информацию о рабочих профессиях, в которых так нуждаются современные производства, именно здесь они серьёзно задумываются о выборе будущей профессии.
В 1919 году постановлением Совнаркома РСФСР был создан единый центр по организации и руководству подготовкой квалифицированной рабочей силы. Профессиональные учебные заведения возникали там и тогда, когда развитие экономики требовало специально подготовленных грамотных специалистов, поэтому первые ремесленные знания получали дети в общеобразовательных школах. Их обучали слесарному, столярному, кузнечному, оружейному и сапожному ремеслу.
В октябре 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных трудовых резервах СССР». Указом была учреждена единая централизованная система подготовки квалифицированной рабочей силы в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, а также распределения подготовленных кадров. Выходу этого указа предшествовала сложная международная обстановка. «Трудовые резервы» — система очень мобильная, быстро приспосабливающаяся к требованиям времени. Каждому заводу, предприятию, селу спускалась разнарядка обучить столько-то человек таким-то профессиям.
В 1940 году было открыто 6 учебных заведений. Государственная система трудовых резервов была переведена на военный режим, на работу под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». В 1941-м было 26 учебных заведений, обучалось 15200 человек, в 1942 году — 80 учебных заведений, обучалось 57786 человек.
Структура профессионального образования постоянно совершенствовалась. Ремесленные училища, ФЗУ (фабрично-заводское ученичество — индивидуальное обучение типа наставничества), ФЗО (фабрично-заводское обучение — государственная подготовка), технические училища, государственные профессионально-технические училища (ГПТУ, СГПТУ, ПТУ, ПУ и т.д).
27 июня 1942 года вышло постановление СНК СССР «Об учреждении нагрудного значка «Отличник Государственных Трудовых резервов». В училищах и школах ФЗО были подготовлены десятки тысяч снайперов, стрелков, пулемётчиков ручных и станковых пулемётов, истребителей танков, сандружинниц и медицинских сестёр.
С 1957 по 1972 годы увеличилось число учебных заведений — с 37 до 76. Количество учащихся возрастает в три раза — с 10,7 до 32,3 тысячи человек. С 1971 года вводится среднее образование в профессиональных училищах с увеличением срока обучения до трех лет.
В период с 1972 по 1984 годы появляются новые профессии: оператор ЭВМ, наладчик станков, оператор микропроцессорных схем, механизатор широкого профиля. В методику обучения вводится информатика и вычислительная техника, внедряются бригадные методы труда, осуществляется переход на хозрасчёт, подряд. За эти годы училища подготовили огромное количество рабочих по новым специальностям.
1985—1990 годы характеризуются переходом профессионального образования на новые формы деятельности — создание ассоциаций, учебно-производственных объединений, кооперативов, технических лицеев и колледжей. Появились экспериментальные группы подготовки фермеров, разрабатываются новые учебные программы и рекомендации.
С 90-х годов — новый этап в развитии профессионального образования: «От единообразного обучения для всех — к современному и качественному образованию для каждого».
Требования сегодняшнего дня — выйти на мировой уровень качества подготовки квалифицированных рабочих. Учебное заведение (профессиональный лицей № 60) работает по международным технологиям: академия парикмахерского искусства (Франция) и академия декоративной косметики (Испания). На базе ПУ № 50 в 2006 году открыт российский учебный центр по обучению работе на итальянских станках и оборудовании специалистов по деревообработке. В 2005 году на базе ПУ № 55 организован центр совместно с компанией KNAUF — одним из ведущих мировых производителей современных отделочных материалов. Учебный центр проводит теоретические и практические занятия, семинары, конференции, стажировки рабочих для предприятий и мастеров производственного обучения. Учебные заведения (профессиональный лицей № 38, 49, ПУ № 77) принимали участие в международных образовательных проектах «Делфи I» и «Делфи II». На базе ПУ № 1 и № 62 созданы ресурсные центры по подготовке высококвалифицированных рабочих по профессии оператор станков с ЧПУ (числовым прграммным управлением).
Сегодня сформировано понимание механизмов, необходимых для индустриализации модульного обучения, основанного на компетенциях на всех уровнях системы профессионального образования.
Учебные заведения участвуют в проекте освоения методик разработки модулей, основанных на компетенциях, что позволяет укрепить связь учебных заведений с рынком труда.
Созданы предпосылки для повышения эффективности и качества непрерывности профессионального образования. Сформирована новая культура организации учебного процесса и взаимодействия сферы образования и труда.
В музее особо выделено место Героям СССР, Героям России и Героям Социалистического Труда — выпускникам профессиональных училищ Новосибирской области. Среди них — А.А. Покрышкин, А.Д. Гаранин, П.П. Лунин.
Интересная и славная история профессионального образования в Новосибирской области, но на этом она не кончается. С 2011 года вплетается новая страница в развитие этой системы. Сегодня профессиональное образование входит в состав министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, значит, для музея открывается новая возможность пополнить свои стенды новыми документами, фотографиями, отразить новый этап в жизни профессионального образования Новосибирской области.