USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Готовимся к горячему сезону

Наталья МАНТОРОВА
Чаще всего причина лесного пожара — людская беспечность. Фото с сайта cineple.ru.
Чаще всего причина лесного пожара — людская беспечность. Фото с сайта cineple.ru.

— Пожарной безопасности в лесах уделяется особое внимание на всех уровнях, с учетом тяжелой обстановки в центральной части России, сложившейся прошлым летом, — комментирует начальник отдела дознания управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новосибирской области Сергей ГАВРИЛОВ. — Тогда, как все помнят, целиком выгорали огромные лесные массивы, страдали населенные пункты, гибли люди… В связи с этими событиями и были внесены поправки в законодательство, согласно которым возросла ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

— Только природе иск не предъявишь…

— Да, но таким образом сама природа подсказала нам дальнейший распорядок действий, заставила нас пересмотреть отношение к ней.

— Однако граждане часто не знают, какими документами их поведение в данном случае регламентируется, тем более какие поправки туда внесены.

— К двум действующим пунктам статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» добавились еще два. Выделен такой состав преступления, как нанесение крупного ущерба (свыше 50 тысяч рублей). Отдельно установлена ответственность за умышленные действия, повлекшие за собой крупный ущерб. Размеры штрафов и срок лишения свободы, предусмотренные в тех или иных случаях, также выросли. Кроме того, внесены изменения в статью 8, пункт 32 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах». Ввели такие понятия, как выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов. Если все это происходит опять же с нарушением правил, то влечет административный штраф: граждане в таком случае вынуждены будут заплатить от двух до трех тысяч рублей, должностные лица — от семи до двенадцати тысяч, юридические — от пятидесяти до ста двадцати тысяч рублей. Законодательством предусмотрены также многие другие меры наказания.

— Сергей Анатольевич, а вы можете привести конкретные примеры гражданской безответственности, с которыми вы в своей практике сталкивались? В каких случаях эти усиленные меры были бы кстати?

— В прошлом году расследовали дело в Доволенском районе, где работник одного из местных хозяйств поджег на поле старую солому. В результате огонь по сухой траве перешел в лес… Последовало наказание этому человеку в виде лишения свободы условно с испытательным сроком один год. Вроде бы не так уж сурово, но все равно это уже пятно на репутации, все равно судимость — в следующий раз будет думать! Еще пример. В Купинском районе женщина в состоянии алкогольного опьянения шла мимо деревенского кладбища и бросала горящие спички в сухую траву. Зачем? Неизвестно. Видимо, решила покуражиться. Но в итоге был опять-таки поврежден близлежащий лесной массив, ущерб составил 13 600 рублей. Суд назначил ей наказание в виде лишения свободы на один год с содержанием в исправительной колонии общего режима.

— Несмотря на такие случаи, прошлое лето выдалось в плане лесных пожаров на территории Новосибирской области все же относительно спокойным. Это было связано с холодной погодой?

— И с ней в какой-то мере тоже. Но одновременно проводилась довольно серьезная работа — и с населением, и с представителями власти на местах. Было организовано 184 тематических схода граждан, проведено 54 заседания КЧС (комиссий по чрезвычайным ситуациям). Мы своевременно определили категорию населенных пунктов, которые подлежат опашке, требуют ограждений в виде так называемых минерализованных полос, позволяющих исключить переход лесных пожаров на жилую зону. Приняли соответствующие меры по отношению к главам местных администраций, которые уклонялись от выполнения этих обязательных требований. Кроме того, вследствие неосторожного обращения граждан с огнем возбуждено 23 уголовных дела.

— Сколько же из них раскрыто?

— Раскрываемость на протяжении многих лет у нас была порядка семи-восьми процентов; в прошлом году она составила порядка 45 — 47 процентов. Девять дел передано в суд. Конечно, это не только наша заслуга — результат стал возможным благодаря совместной работе с органами внутренних дел. В целом динамика обнадеживает: в 2010 году нам поступило 247 заявлений о лесных пожарах на территории нашей области. А в 2009 году таких заявлений было 430.

СПРАВКА
Наиболее неблагополучными в плане лесопожарной обстановки в 2009 году стали Кыштовский, Колыванский и Северный районы — 64, 45 и 41 очаг лесных пожаров соответственно. Меры были приняты, в результате чего Кыштовский и Северный на следующий год вообще не вошли в эту печальную статистику (то есть леса не горели). А в Колыванском количество таких очагов снизилось до 10. Тройку «особо горящих» по итогам 2010 года составили Сузунский, Мошковский и Ордынский районы, где, соответственно, зафиксировано 59, 25 и 19 очагов. Слегка обнадеживает общая динамика: в 2010 году лесными пожарами были поражены 11 районов области — против 16-ти, пострадавших годом ранее.