А есть ли памятник?
В списках не значится
Высшая точка в пределах Новосибирской области — гора Пихтовый гребень (495 метров над уровнем моря). Находится близ бывшей деревни Еловка, у слияния рек Большая Еловка и Поперечная. Памятник природы областного значения. Вокруг Пихтового гребня реликтовый черневой лес с множеством редких видов растений. Здесь много гусиного лука, во всем мире он произрастает только в лесах черневой тайги. В районе Пихтового гребня обитает много боровой дичи, водятся лоси, косули, зайцы, рыси, медведи, белки.
Если взять за основу вышеприведённую информацию, позаимствованную во всезнающем интернете, то и добавить особо нечего. Безусловно, уникальное место и памятник природы. К тому же популярное место зимнего отдыха, пешего и автомобильного туризма. И когда журналист получает от читателя письмо, в котором говорится, что «летом 2010 года началось уничтожение памятника природы областного значения — горы Пихтовый гребень», это повод если не бить во все колокола, то хотя бы разобраться в ситуации.
В первой инстанции, куда мы обратились (департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области), сразу был получен обескураживающий ответ: памятника природы областного значения под названием «гора Пихтовый гребень» НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ни в одном списке, реестре и так далее Пихтовый гребень не значится. Вот так начало…
Всё по закону
Как пояснил «Советской Сибири» старший государственный инспектор областного департамента природных ресурсов и окружающей среды Владимир Залугин, на территории Маслянинского района, где якобы и началось уничтожение Пихтового гребня, официально существует три памятника природы областного значения — Барсукова пещера, Елбанские ельники и Петенёвские ельники. У подножия горы, где с прошлого года работают люди, относящиеся к ООО «Руссдрагмет», никаких реликтовых лесов нет. На отрогах Салаирского кряжа действительно растёт реликтовый черневой лес, есть даже областной памятник природы «Черневые леса Салаира», но территориально это уже соседний, Тогучинский, район. Там как раз никаких траншей не роют, золото не ищут и ничего не уничтожают. Хотя если взглянуть на фотографии, присланные читателями, в лесу подобные траншеи действительно выглядят неуместно, и неважно даже реликтовый он или самый обыкновенный.
Однако никаких противоречий с законом нет. А есть решение департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 27 декабря 2009 года, в соответствии с которым лес на участке, где ведётся разработка недр для золотодобычи, особой ценностью не обладает. И может быть использован по целевому назначению, то есть вырубаться.
Поисковики
Тем более что топорами налево и направо искатели золотых жил не машут и лес в гигантских масштабах не истребляют. Но вот «глубокие раны на теле земли» в виде технологических траншей после геологоразведки остаются. Порой поиски золотоносного месторождения раскидываются на площади в десятки, даже сотни гектаров. Хотя люди уже довольно давно разрабатывают месторождения полезных ископаемых, выполняют изыскания и геологоразведку, строят дороги. И прекрасно знакомы с таким понятием, как рекультивация отработанных земель. Увы, но предыдущий опыт золотодобычи в Новосибирской области показывает, что не все хозяйствующие субъекты до конца выполняли свои обязательства. Некоторые артели после отработки месторождений сознательно банкротились и закрывались. Какая уж тут рекультивация, когда и спросить особо не с кого?
Управу найти можно
Для того, чтобы ситуации прежних лет вновь не повторялись, и существуют специальные надзорные службы и органы как на уровне районов, так и области. Правда, по федеральному закону в отношении вновь созданной организации в течение двух лет нельзя проводить никаких проверок. Однако с одной существенной оговоркой — если нет письменных жалоб и обращений в органы прокуратуры, Роспотребнадзор или областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Поэтому и странно, что люди, приславшие письмо как в редакцию, так и в департамент (возможно, и в ряд других инстанций), тянули с жалобой до конца декабря. До весны к Пихтовому гребню нет проезда, разве что на снегоходах, никаких геологоизыскательных работ там не ведётся, и оценить ситуацию из-за снежного покрова также невозможно. Так что стоит дождаться весны и создать повод для проверки, которая определённо скажет, действительно с природой обходятся варварски или все же у страха глаза велики?