Подстраховаться от обмана и дефицита бюджета
Зачем нужны эти новации и будет ли от них польза самим застрахованным гражданам, пояснил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий ВОРОНИН.
Включить экономию и другие резервы
Многие годы при расчете больничных учитывался непрерывный стаж работы. С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж был заменен страховым стажем, который определяется путем суммирования всех периодов работы застрахованного лица, независимо от причины увольнения и продолжительности перерывов в работе, а вот размеры пособия и соответствующие им стажевые пороги не пересматривались с 1972 года.
Создалась система, в которой формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг от друга, а это нарушение основополагающего принципа социального страхования.
Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка имеет около 40 миллионов человек, или около 80 процентов застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически отсутствует финансовая мотивация к возвращению на работу, поскольку, не работая, они получают ту же заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности.
По рекомендации Международной организации труда система социального страхования должна это учесть и включить механизм стимулирования желания быстро выздороветь и, вернувшись к трудовой деятельности, вновь обрести полноценный заработок.
Юрий Воронин отметил: «Министерство отвергло предложение некоторых экспертов о том, что пособие по временной нетрудоспособности вообще не должно возмещать 100 процентов утраченного заработка». Но были пересмотрены стажевые пороги для возмещения заработка по больничному листу: стаж более 15 лет — 100 процентов, стаж от 8 до 15 лет — 80 процентов, стаж менее 8 лет — 60 процентов.
По мнению инициаторов и разработчиков законопроекта, это позволит дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Кто больше и лучше работал, получит более высокий размер компенсации в случае болезни.
Такой подход соответствует принципам, разработанным Международной организацией труда, в соответствии с которыми социальное страхование не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний, сохранять у работника мотивацию возвращения к труду, а также обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования.
Чтобы создать более надежный баланс системы социального страхования, равномерно распределить ответственность между всеми сторонами, предлагается увеличить количество дней больничного, оплачиваемых работодателем, с двух до трех. При этом подчеркивается, что сам работодатель зачастую отвечает за здоровье своих сотрудников: создает ли нормальные условия труда, проводит ли профилактические мероприятия, например, вакцинацию работников. Причем это касается не только тех, кто работает на вредных или опасных производствах, но и офисных работников.
Платишь взносы — получишь пособие
В законопроекте есть норма, согласно которой социальное страхование будет распространяться на людей, работающих на основе гражданско-правовых договоров. Сейчас эта категория работников подлежит медицинскому и пенсионному страхованию, но исключена из базы Фонда социального страхования.
Комментарий Юрия Воронина: «Люди, работающие по гражданско-правовым договорам, с одной стороны не участвуют в солидарной системе, обеспечивающей выплаты по социальному страхованию, а с другой стороны не были защищены на случай временной нетрудоспособности и материнства. С получаемой по гражданско-правовым договорам оплаты труда страховые взносы работодателями в Фонд социального страхования не платятся. Соответственно, эти работники не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают в том же размере, что и неработающие граждане».
Анализ показал, что такая ситуация использовалась некоторыми недобросовестными работодателями для снижения своих расходов на уплату страховых взносов. Расчет простой: если на некоторых работников можно не отчислять страховые взносы, почему бы не увеличить их количество на своем предприятии? Таким образом, на крупных предприятиях доля выплат по гражданско-правовым договорам в объеме платежей физическим лицам составляет около 16,5 процента. На средних предприятиях эта цифра достигает 26 процентов. Эти цифры также показывают, что большое количество работающих не имеет прав на пособия по болезни и даже по беременности и родам.
С беременными тоже разберутся
Согласно законопроекту расчет пособий по беременности и родам будет производиться на основе заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Сегодня учитываемый срок составляет всего один год. Переход к новому расчету пособий направлен на реализацию принципа эквивалентности между размером отчислений в Фонд социального страхования и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц. Пособие по социальному страхованию должно рассчитываться исходя из устойчивого заработка сотрудника.
При выборе периода учитывался опыт обязательного пенсионного страхования (трудовая пенсия исчисляется из заработка за двухгодичный период). Как показала практика, двухгодичный период наиболее объективно отражает реально получаемый работником заработок и позволяет исключить возможную несправедливость, причем как в сторону завышения размера выплат, так и в сторону занижения. В текущем году у человека может быть и более низкая заработная плата, чем в предыдущем.
Важно, что для «устойчиво» работающих и страхующихся людей социальных ухудшений не произойдет.
«Ситуация, когда период выплаты пособия превышает период формирования социальных прав, — прямое нарушение принципа социального страхования. В первую очередь это касается работников, проработавших несколько месяцев перед уходом в декрет, — пояснил Юрий Воронин. — По данным Фонда социального страхования, ряд недобросовестных работодателей, используя существующую ситуацию, создает схемы, позволяющие им в сговоре с только что нанятым работником зарабатывать на Фонде соцстраха».
Новации позволят сформировать бездефицитный бюджет Фонда социального страхования РФ на 2011 — 2013 годы. Вместе с тем, по словам замминистра, стоит задача настроить систему социального страхования так, чтобы она не провоцировала возникновения мошенничества.