Жить, не оглядываясь...
Суть вкратце такова: вместо временного разрешения на работу по определенной специальности — каменщик в дворники идти не имел права — теперь приобретается патент, дающий право работать у физических лиц. Это и строительство частных домов, и многочисленный мелкий бизнес без образования юридического лица — словом, спектр довольно широкий. Продлить патент очень просто — платишь ежемесячно тысячу рублей и работаешь, не оглядываясь в страхе на милицию, миграционную службу и иже с ними. По сути, патент на работу является и разрешением на пребывание на территории РФ. Есть, правда, пока шероховатости, но ведь и закону всего несколько месяцев.
Начальник управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по Новосибирской области Юрий Звягинцев начал пресс-конференцию с шутки, увидев, сколько журналистов собралось на этот раз: на пальцах одной руки можно было пересчитать. Мол, «закормило» УФМС прессу и общественность всевозможной информацией, потому и явка невысока. Доля истины здесь, пожалуй, есть: пресс-секретари миграционной службы трудятся на совесть, да и само руководство охотно идёт на контакт. И пусть тема очередной «прессухи» была вполне рядовая — итоги работы Управления за 9 месяцев 2010 года, разжиться свежей, а главное, очень интересной информацией вновь удалось.
В целом миграционную ситуацию по Новосибирской области Юрий Звягинцев охарактеризовал как «стабильную», не хуже, чем в предыдущие годы. Немного меняются в ту или иную сторону цифры основных показателей, но в рамках арифметической погрешности. Правда, больше проехало или приехало в Новосибирск иностранных граждан, но это связано в том числе и с возрастающей ролью нашего города как транзитного транспортного узла. Порядка 53 тысяч жителей области получили в этом году новые заграничные паспорта с 10-летним сроком действия. Более 300 иностранцев, в основном жителей бывших республик СССР, не пожелавших жить по российским законам, были выдворены за пределы области и государства. Сохраняет свою актуальность и основная задача миграционной службы, осуществляемая вместе со службой занятости, — защита рынка труда в пользу своих граждан.
Но стоит понимать и другое: как ни защищайся, но люди из азиатских республик к нам ехали и будут ехать, соглашаясь здесь на любую грязную и малооплачиваемую работу, ведь на их родине и такой не сыщешь.
— Бывало, — говорит Юрий Звягинцев, — что милиция задерживала людей, говоря, что у них нет разрешения на пребывание. Закон сыроват, возможно, не все его ещё выучили. Но наше управление оперативно реагирует на такие случаи, и свои предложения мы отправляем на вышестоящий уровень.
Как бы то ни было, но есть и вполне конкретные результаты. С начала действия закона патенты в Новосибирской области приобрели уже более 4700 мигрантов, а доход для бюджета составил порядка 9 миллионов рублей. Так что если всё поставить на цивилизованные рельсы, то и результатов можно добиваться. Кстати, лично наблюдал, как не зарастает народная тропа к павильончику на территории УФМС по Новосибирской области. Мигранты приходят с квитанцией об оплате, продлевают патент и спокойно идут по своим делам. Не оглядываясь…