Без бумажки — человек…
Подробности развития «электронного правительства» в Сибири подробно обсуждались на «круглом столе» в Новосибирске. За день до этого губернатор Новосибирской области Василий Юрченко и вице-президент по федеральным программам ОАО «Ростелеком» Алексей Нащекин подписали соглашение по созданию регионального сегмента «электронного правительства».
Что это такое? В декабре прошлого года в России была запущена первая часть проекта — интернет-портал услуг по адресу: gosuslugi.ru.
Россияне получили доступ к информации о 111 из 400 госуслуг. Главная цель — повысить общий уровень профессиональной подготовки чиновников и компьютерную грамотность населения. «Я считаю, что тот чиновник, который не умеет пользоваться интернетом, или тот бизнесмен, который не умеет пользоваться компьютером, не имеет будущего», — «пригвоздил» чиновников Президент России Дмитрий Медведев.
Задача «электронного правительства» — изменить взаимоотношения чиновников и граждан, сократить очереди, сделать так, чтобы многие вещи можно было сделать, не выходя из дома. Например, Алексей Нащекин при журналистах включил свой мобильный телефон, вошел в «Личный кабинет» и оплатил жилищные услуги в Новосибирске. Просто фантастика!
Чтобы не только представитель «Ростелекома», но и жители самых отдаленных территорий могли легко и просто решить подобные вопросы, и состоялся «круглый стол» при участии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Правительства Новосибирской области и «Ростелекома».
Алексей Нащекин пояснил, что компания «Ростелеком» предлагает региональным властям комплексное готовое инфраструктурное решение «под ключ»: каналы связи, центры обработки данных, программное обеспечение, причем за счет компании.
А вот дальнейшее обслуживание технического модуля предусмотрено за счет областного бюджета. Для сравнения: если регион внедряет сегмент самостоятельно, его затраты составляют около 100 миллионов рублей, при внедрении регионального сегмента затраты сокращаются до 15 миллионов рублей.
Дискуссию на «круглом столе» вызвал вопрос об универсальной электронной карте. Петр Мазанов, заместитель председателя правления «Центра финансовых технологий», компании, в свое время внедрившей по всей стране проект «Золотая Корона», предложил не изобретать велосипед, а использовать новосибирскую разработку. «ЦФТ» поддержал Вячеслав Шибанов, начальник департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска: «По системе «Виза» с каждой транзакции деньги уходят за рубеж. Очевидно, что инфраструктура для универсальной электронной карты должна быть российской.
Мы уже понесли большие затраты по «Единой транспортной карте». И вот вы нам предлагаете внедрение еще одной, некоей новой карты, и нам придется отказаться от того, что мы внедрили».
На что Илья Массух, замминистра связи и массовых коммуникаций РФ, ответил: «Ростелеком» приходит в регион не для того, чтобы навязать какие-то решения, а для того, чтобы интегрировать с федеральными системами то ценное, что сделано внутри субъекта. Мне кажется, что научный потенциал Новосибирской области будет востребован «Ростелекомом» при реализации проекта, и используемые тут решения в дальнейшем могут быть тиражированы по всей стране».
Алексей Хомлянский, заместитель губернатора, руководитель администрации губернатора и Правительства Новосибирской области, подчеркнул на встрече: «Организационный этап создания информационного общества в Новосибирской области практически завершен. У нас многое сделано, и мы будем продолжать проект территориальной информационной системы».
Чиновники торопятся, поскольку системе «электронного правительства» уже нет альтернативы. В Федеральном законе № 210 «О государственных услугах» есть положение, которое обязывает с 1 июля 2010 года запрашивать информацию у граждан, которая находится в других ведомствах. «Вы можете спокойно подать в суд, если вы пришли за одной справкой, а с вас требуют еще десять. И вы выиграете», — объяснил Илья Массух.