Владимир ИВАШКЕВИЧ: «Нам нужны специалисты, и мы будем создавать для них условия»
— Владимир Григорьевич, среди множества социальных проблем есть первоочередные?
— У нас, как и у всех, это жилищная проблема. Долгое время она практически не решалась. Но сейчас в стране принимаются беспрецедентные меры: действуют как федеральные, так и областные программы, стимулирующие жилищное строительство, особенно частное. Правда, поначалу северяне как-то неактивно в них включались. Психология была такая: «Вот нам обязаны!» Такие настроения удалось переломить. Люди поняли, что надо самим что-то делать, тогда и у администрации появится больше возможностей в решении социальных проблем.
— В какие программы вы вошли?
— Прежде всего в программу «Социальное развитие села», по условиям которой частному застройщику государство компенсирует до 70 процентов затрат. На следующий год для участия в ней в администрацию принято 14 заявлений. Заметно активизировало строительство жилья на селе и 102-е постановление губернатора. По его условиям 300 тысяч рублей субсидии застройщик получает на первоначальном этапе (как только оформляет разрешение на возведение дома). Еще сто тысяч рублей — по завершении строительства. Кроме того, есть у нас и несколько участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».
— А чем, как не жильем и хорошей работой, можно удержать молодежь!
— По этим направлениям и действуем. В августе прошлого года администрация района в целях содействия трудоустройству незанятой молодежи приняла решение о создании банка данных молодых квалифицированных кадров. За прошлый год трудоустроено 18 молодых специалистов. Но сейчас в базе данных еще 54 человека. Это не только безработные, но и те, кто работает не по специальности. И тут вырисовывается такая проблема: с одной стороны, у нас безработица, с другой — дефицит определенных кадров. Поэтому мы ставим перед собой цель — сбалансировать рынок труда. Прежде всего за счет притока молодых кадров.
— И вы готовы предоставлять им жилье?
— Именно для этого приступили к комплексной застройке земельного участка в райцентре. За два-три года там планируется оформить и предоставить людям около пятидесяти-шестидесяти площадок под домовладения со всеми коммуникациями. Сейчас у нас сформировано шестнадцать участков. На шести и возводим служебное жилье для работников здравоохранения, образования, культуры. 25 ноября по муниципальному контракту подрядная организация должна сдать в строй эти квартиры. Со строительством служебного жилья нам очень помогают нефтяники. По договору о социально-экономическом развитии в качестве спонсорской помощи они добавляют к нашему бюджету хорошие суммы, которые помогают решать какие-то вопросы. В этом году эта сумма равна 39 миллионам рублей. Десять миллионов из них направлено на строительство служебных квартир. Кроме того, совместно с сельской администрацией по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Северном будем возводить благоустроенный 24-квартирный дом.
— Ну а теперь от приятного к сложному. Наступила уборка. Чего вы ждете от нового урожая?
— Особо хочу отметить полеводов СПК «Верх-Красноярский» (руководитель — Шрейдер Владимир Мартынович), которые из года в год получают высокие урожаи пшеницы. Вот и в этом году некоторые участки оплачивают хлеборобам за их труд по 35 — 40 центнеров с гектара.
Вообще-то посевные площади у нас невелики. Продовольственную пшеницу выращивают только в двух хозяйствах — СПК «Верх-Красноярский» и «Наша Родина». Урожайность ожидаем в районе тринадцати-пятнадцати центнеров с гектара. Хотя есть у нас фермер, который выращивает озимую пшеницу и получает до 35 центнеров зерна с гектара. По его примеру озимой пшеницей решили заняться и в других хозяйствах. И это правильно. Думаю, удельный вес ее в посевах надо увеличивать. Под будущую посевную земледельцы района подготовили пары, в достатке заготовили кормов в зимовку.
— Все ли нынче смогли посеять?
— К сожалению, два сельхозкооператива («Заря» и «Федоровский») не выходили в поле. И сейчас мы предпринимаем все усилия для сохранения там поголовья скота.
— В прошлом году вы вошли в федеральную программу по развитию мясного скотоводства. Многие хозяйства решили сменить специализацию?
— При тесном взаимодействии с министерством сельского хозяйства области мы смогли получить на эти цели два миллиона рублей субсидий из федерального бюджета. На эти деньги шесть хозяйств закупили мясной молодняк. Брали его и в племенных, и в своих хозяйствах. Но для успешного развития этой отрасли, а также стабилизации поголовья скота как в кооперативных хозяйствах, так и на личном подворье, нам необходимо, конечно, наладить сбыт мясной продукции.
— Не только в Северном эта проблема с бородой. Есть какие-то подвижки в ее решении?
— Если говорить о мясе, то все надежды наши связаны с заготовительным пунктом, который строит один предприниматель. Ввод его намечен на конец сентября. У предприятия есть лицензия на изготовление 26 видов мясных изделий. Кроме того, здесь наладят реализацию мяса по категориям. Я уверен, что продукция этого предприятия будет пользоваться у нас большим спросом.
— Оно только закупает мясо у населения? Но по новому регламенту со следующего года «крестьянский убой» вообще не допускается на рынок.
— Именно поэтому здесь собираются открыть убойный цех. На него уже заказана проектная документация. Это позволит не только получать технологичную продукцию, но и увеличить объемы. Тогда можно будет принимать скот и от частников, и от сельхозпредприятий. Цену дают здесь крестьянам неплохую — сто двадцать рублей за килограмм мяса.
— Но для селян закуп и повышение цен на молоко не менее злободневный вопрос.
— Особенно для нас. Ведь производство молока в Северном и Кыштовском районах низкорентабельно по объективным причинам. Даже с учетом бюджетной субсидии (это 4,5 рубля на килограмм) в прошлом сезоне мы не имели прибыли. Ситуацию удалось переломить в декабре прошлого года. Шли к этому непросто. Руководители хозяйств поначалу не верили, что можно выйти на нормальные закупочные цены. Но за последние девять месяцев удалось трижды договориться о повышении их с маслозаводом. Теперь с учетом дотации цена составляет тринадцать рублей за килограмм. И хозяйства, которые имеют достаточное поголовье (в первую очередь это СПК «Верх-Красноярский» и «Останинский»), в прибыли. Да и остальным худо-бедно молоко дает живую копейку. Маслозавод рассчитывается с хозяйствами своевременно. Более того, под будущую продукцию он финансировал их на уборку дизельным топливом, нефтью для сушки зерна, так как своих оборотных средств у сельхозпроизводителей не хватает.
— А сами хозяйства банковскими кредитами пользуются?
— Только СПК «Верх-Красноярский». Остальным с банками этот вопрос тяжело решать. Но долгов ни по зарплате, ни по налогам нет. Другое дело, что заработки у нас низкие. Рады бы больше, да не получается. Однако самое печальное, что даже при таком раскладе сельское хозяйство прибыли нам не приносит.
— При отсутствии или слаборазвитом общественном производстве вся надежда на частное предпринимательство. И северяне были в числе первых, кто это понял.
— Действительно, люди у нас активные, талантливые. И любую их инициативу мы всячески поддерживаем. Наш район по развитию малого и среднего предпринимательства занимает в области одну из ведущих позиций. Нынче шесть владельцев личных подворий уже получили кредиты на общую сумму 1105 тысяч рублей. Двое при поддержке государства приобрели скот. До конца года еще шесть человек получат субсидии на развитие своего бизнеса. Виды деятельности, на которые будут направлены эти средства, разные: переработка мяса, общественное питание, разведение скота, лесопереработка, техническое обслуживание автотранспорта. Частный бизнес — дело, конечно, непростое. Поэтому в помощь предпринимателям в районной администрации мы открыли консультационный пункт, куда каждый может обратиться за помощью.
— В Северном районе традиционно непростая ситуация с дорогами.
— Есть подвижки к лучшему. Завершили в этом году строительство очень сложного участка Биаза — Бергуль. Первоначально здесь планировали освоить пятнадцать миллионов рублей. Потом из областного бюджета выделили еще 21,5 миллиона на завершение этой дороги. Удалось построить новую дорогу в Витинске (на это ушло 7,4 миллиона рублей). Недавно мы сдали ее в эксплуатацию. Деревня преобразилась. Для местных жителей это настоящий праздник. Кроме того, на условиях софинансирования выделено три миллиона рублей Северному сельсовету. На эти деньги решили построить две новые улицы в райцентре. В планах — продолжение трассы Потюканово — Федоровка и строительство дороги Биаза — Остяцк.
— В последние годы вам удалось завершить свои долгострои: культурно-спортивный комплекс и школу-интернат в Биазе. Какие объекты в плане?
— Нынче начинаем строить новую поликлинику с последующей реконструкцией стационара. Здесь за три года необходимо будет освоить 338 миллионов рублей. В здравоохранении мы ведем большую комплексную работу. Впервые за последние годы полтора миллиона рублей направили на ремонт трех участковых больниц и 450 тысяч рублей на ремонт ФАПов. В конце прошлого года мы приняли решение об обновлении автопарка «скорой помощи». На условиях софинансирования приобретаем четыре новых автомобиля, которые осенью поступят в район. Большие средства направляются на обновление медицинского оборудования. Уже поступило и работает новое современное оборудование для выявления у новорожденных дефектов слуха, до конца года поступит для выявления на ранних стадия рака молочной железы у женщин и рентгенологический комплекс на три рабочих места. Кроме того, в процессе реализации проекта «Здоровье» на оснащение вновь отстроенной поликлиники будет завезено оборудование на сумму до ста миллионов рублей. Одновременно мы ведем большую работу по подготовке кадров. Все это позволит здравоохранению района выйти на совершенно новый качественный уровень.
— Как начали учебный год?
— У нас сделано все, чтобы в школах было комфортно учиться и работать. Северный район на протяжении многих лет по качественным показателям обучения является одним из лучших в области. У нас замечательные учителя. И я хочу поблагодарить их за добросовестный, кропотливый труд. В этом году три наших выпускника закончили школу с золотыми медалями и одиннадцать — с серебряными. Все они подтвердили свои знания в процессе сдачи ЕГЭ. Все поступили в вузы. Теперь ждем их назад. И не просто ждем. У нас много вакансий. Нужны педагоги, работники культуры, сельхозпроизводства. Не хватает узких специалистов в здравоохранении. Есть вакансии муниципальных служащих. Поэтому перед управлением образования, и в первую очередь перед собой, я поставил задачу: продолжить работу с выпускниками. Мы будем следить за тем, как они учатся, будем помогать им и создавать условия для возвращения домой.