Управляющий человеческими ресурсами
Для HR-директора очень важно любить и уметь работать с людьми
— Директор по персоналу — звучное название профессии. Кто этот человек и чем занимается?
— Для HR-директора очень важно любить и уметь общаться с людьми, — говорит Надежда Олеговна. — Если этого нет, не поможет никакое образование. Конечно, идеальный вариант, когда в человеке сочетаются врожденная предрасположенность к такой работе и профильное образование. В эйчары (HR — Human Resources — кадровик, кадровый отдел, менеджер по персоналу, относящийся к работе с людьми. — Прим. автора) попадают разными путями. В крупных компаниях — такой как «Балтика», например, — на работу в дирекцию по персоналу можно попасть и из другого подразделения в рамках внутренней ротации кадров. Если человек, например, из продаж или маркетинга обладает совокупностью необходимых знаний и навыков, умеет общаться и демонстрирует глубокое понимание бизнес-процессов, он может прийти к нам работать.
Кто-то вырастает из личного помощника, ассистента руководителя. Главное — чтобы человек был способен стратегически мыслить, умел вести переговоры и в хорошем смысле «продавать» руководству компании передовые идеи в области управления персоналом. Все остальное — уже, что называется, дело техники.
Директор по персоналу — это прежде всего управленец, менеджер. В его ведении не только подбор и наем квалифицированных сотрудников. Он должен контролировать очень многие направления работы — от кадрового делопроизводства с его бумажной рутиной до развития коллектива компании в целом и каждого сотрудника в частности. Важно еще и грамотно консультировать руководителей различных подразделений по всем вопросам трудового законодательства, давать рекомендации по развитию и обучению персонала.
HR-директор обязательно участвует в решении стратегически важных вопросов — например, таких как привлечение в компанию топ-менеджеров или защита перед советом директоров крупных проектов, которые касаются персонала компании.
В идеале директор по персоналу должен знать бизнес на уровне топ-менеджера
— Понятно, что у руководителя кадрового подразделения очень широкий круг обязанностей. А какие требования предъявляются к человеку, работающему на этой позиции? Трудно ли им соответствовать?
— Самый ценный навык — это навык общения с людьми. Например, если мы внедряем новую программу оплаты труда и льгот, нужно суметь всем и каждому объяснить все нюансы этой программы, ее плюсы для сотрудников. Директор по персоналу общается с огромным количеством людей и выступает своеобразным внутренним консультантом по всем вопросам, связанным с персоналом. Сложно представить себе успешного HR-директора без хороших коммуникационных навыков.
Зачастую считается, что специализация по отраслям, сегментам рынка HR-менеджерам не особенно нужна (ведь кадровые технологии — даже самые современные — примерно одинаковы во всем мире). Но в идеале директор по персоналу должен знать бизнес на уровне топ-менеджера. Ведь у него должно быть полное понимание того, в каком направлении развивается компания и как в связи с этим нужно работать с персоналом.
Конечно, работа НR-отдела напрямую деньги не приносит и сама по себе очень дорогостоящая, так как требует постоянных инвестиций. К счастью, на «Балтике» в полной мере понимают и принимают необходимость нашей работы, здесь предоставляются широкие возможности для профессиональной реализации.
— Как подбирают сотрудников для работы на «Балтике»? Есть какие-то особенности?
— У психологов есть на этот счет одно убеждение, что на работу в крупные компании подбирают «себе подобных» и якобы люди там «все на одно лицо». Но, на мой взгляд (а я много езжу по регионам, ведь заводы компании расположены в 10 городах России и 1 — в Азербайджане), люди на «Балтике» в Хабаровске, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге в целом очень разные. Объединяет одно: у них есть общие сильные качества, которые помогают в итоге успешно работать всей компании. При подборе персонала очень важно уметь прогнозировать поведение человека в бизнесе, чтобы в дальнейшем у сотрудника не было разочарований, чтобы у него были перспективы развития, а рабочая атмосфера в компании не вызывала дискомфорта.
Вместе мы сильнее
— Способствует ли работа в вашей компании личностному, карьерному, образовательному развитию? Каким образом?
— На «Балтике» практически каждый чему-то учится. Конечно, процесс этот не стихийный, а упорядоченный. Главный принцип обучения — бизнес-необходимость. У каждого сотрудника есть персональный план развития, который ежегодно продумывается вместе с руководителем, исходя из реальной рабочей ситуации.
Программы развития сотрудников включают самые разнообразные виды обучающих мероприятий — и стажировки, и академическое обучение, и наставничество, и многое другое.
Существует у нас и центр оценки. Это означает, что для сотрудника моделируется определенная ситуация, которую он должен решить, полностью показав свой потенциал. И если понятно, что человек готов к дальнейшему профессиональному росту, мы в полной мере этому способствуем. Если есть сильная команда — легче и приятнее работать.
В этом году «Балтика» отметила свое двадцатилетие. Стратегия, выбранная руководством компании, прошла серьезное испытание временем. Поздравляем!