Шесть приоритетов развития
А министр финансов и налоговой политики Леонид Горнин рассказал о том, какими будут основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Определяя общую характеристику экономической ситуации в регионе, Алексей Струков отметил, что экономический спад уходит в прошлое. И, благодаря продуманным антикризисным действиям властей, сегодня можно прогнозировать не только быстрое восстановление былого потенциала, но и дальнейший рост практически по всем направлениям. Перечисляя приоритеты социально-экономического развития области, Алексей Струков отметил шесть основных моментов.
Во-первых, по его словам, нужно обеспечивать устойчивость функционирования экономики, повышать ее конкурентоспособность. Это означает, что властям предстоит создавать условия для расширения сектора производства наукоемкой продукции, технологического оборудования и услуг, основанных на новейших знаниях. Стимулировать модернизацию и технологическое перевооружение, создание новых мощностей местных предприятий. Содействовать стабилизации ситуации в строительном комплексе; развитию малого и среднего предпринимательства; формированию условий для устойчивого роста и развития агропромышленного комплекса.
Во-вторых, предстоит активизация инвестиционной деятельности. Предполагается использовать уже проверенные механизмы частно-государственного партнерства, продолжать создание производственных парков для размещения новых производств, вкладывая в это не только средства местного бюджета, но и привлекая всеми возможными методами федеральные ресурсы.
В-третьих, нужно решить вопрос обеспечения эффективной трудовой занятости и увеличения доходов населения. Это подразумевает, что количество низкооплачиваемых рабочих мест будет сокращаться за счет стимулирования экономической активности, профессиональной и территориальной мобильности новосибирцев, поддержки предпринимательской деятельности, прежде всего в инновационной сфере.
Четвертая задача — формирование современного, качественного и доступного жилого фонда, обеспечение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, коммунальной сферы.
Алексей Струков пояснил, что добиваться этого можно, с одной стороны, путем дальнейшего повышения доступности ипотечных кредитов, развития и совершенствования механизмов адресной поддержки граждан, строящих либо приобретающих жилье, с другой — обеспечивая выделяемые под массовую застройку земельные участки за бюджетный счет объектами инженерной, коммунальной, дорожной и общественной инфраструктуры.
Пятый приоритет — создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации и выхода на положительную динамику естественного прироста населения. Речь идет об улучшении положения семей, воспитывающих детей, развитии системы социального обслуживания и здравоохранения.
И, наконец, шестой пункт плана — совершенствование государственного и муниципального управления процессами социально-экономического развития. Например, за счет открытия многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг во всех районах области.
Были названы и вполне конкретные показатели, которые необходимо достичь к 2013 году. И, надо сказать, выглядели они весьма оптимистично. Так, например, валовой региональный продукт должен прирастать ежегодно на 5—6% и в денежном выражении увеличиться почти в полтора раза — с нынешних 510 до 714,5 млрд рублей. Та же динамика — в среднем плюс 5—6% в год — запланирована в сфере промышленного производства и транспорта. Прибыль организаций увеличится с 87,5 до 133 млрд рублей. Объем отгруженных товаров собственного производства в денежном выражении составит 364,6 млрд рублей вместо 243 млрд в текущем году. Объемы производства в сельском хозяйстве также будут прирастать на 3—4% , что приведет к увеличению стоимости произведенной продукции с нынешних 52,9 до 75,2 млрд рублей. И особые надежды возлагаются на строительную сферу. Если в 2009 году из-за экономического кризиса фиксировалось резкое падение объемов производства — до 52% от 2008 года, то в 2010 году этот показатель выйдет на уровень 107% и в дальнейшие три года должен расти бурными темпами — на 20%, 25% и 30%. И если в этом году объем строительных работ оценивается в 30,7 млрд рублей, то к 2013 году сумма превысит 71 млрд рублей.
В жизни новосибирцев также планируются существенные позитивные перемены. Рост реальной зарплаты оценивается в 3—5% в год, рост реальных денежных доходов — 4—7%. Фонд заработной платы к 2013 году подрастет до 269,1 млрд рублей с нынеших 193,9 млрд рублей. Величина прожиточного минимума к 2013 году составит 7 400 рублей (сегодня это 5 800 рублей). Доля малообеспеченного населения (то есть с доходами ниже прожиточного минимума) сократится с 14,7% до 13%. Увеличится и коэффициент рождаемости: если в текущем году он составляет 13,1 на тысячу населения, то к 2013 году это будет уже 13,4.
Леонид Горнин также отметил, что острую фазу кризиса можно считать пройденной, поскольку за 1-й квартал 2010 года рост промышленного производства составил 7,9%, рост собственных доходов бюджета оценивается в 121% к аналогичному периоду 2009 года. Однако же, по его мнению, основные направления бюджетной и налоговой политики области на 2011—2013 годы должны быть направлены прежде всего на повышение устойчивости экономики — поскольку пока говорить о достижении полной финансовой стабильности еще преждевременно.
Говоря о налоговой политике, Леонид Горнин подчеркнул, что ее главные направления полностью совпадают с приоритетами, обозначенными Правительством РФ. То есть предстоит активная работа по увеличению доходов бюджета. В том числе за счет более активного стимулирования инновационной деятельности — с применением специальных налоговых режимов (например, освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 3 года и т.д.). Кроме того, произойдут изменения при начислении налогов на имущество и на прибыль организаций, в порядке исчисления и уплаты акцизов.
Погашение задолженности по налогам и сборам будет обязательным условием при оказании господдержки предприятиям.
Главными направлениями бюджетной политики станут совершенствование межбюджетных отношений, обеспечивающих развитие доходной базы бюджетов муниципальных образований. В частности, повысится ответственность каждого администратора доходов за эффективное прогнозирование, своевременность и полноту уплаты соответствующих платежей.
Члены правительства в свою очередь высказали ряд пожеланий. Так, заместитель председателя правительства Виктор Гергерт предложил более подробно расписать те задачи, которые стоят перед сельским хозяйством. Министр строительства и ЖКХ рекомендовал запланировать не только объемы ввода жилых домов, но и всех иных видов недвижимости. А председатель облсовета Алексей Беспаликов настоял на том, чтобы одним из приоритетов социально-экономического развития региона стало увеличение количества детских дошкольных образовательных учреждений.
Глава правительства Виктор Толоконский отметил, что в целом с основными задачами согласен. Однако тоже порекомендовал более глубоко проработать ряд моментов. Например, по мнению губернатора, есть все основания полагать, что обороты розничной торговли будут расти не на 2,5 — 3% в год, а более активно — за счет оживления экономики, потребительского кредитования и роста доходов населения. Также губернатор отметил необходимость увеличения по максимуму бюджета развития, что подразумевает в том числе более щедрое финансирование дорожного строительства (ежегодный рост на 15%, 20%, 25%).
В итоге было принято решение основные показатели и приоритеты социально-экономического развития подкорректировать и затем на их основе до конца августа составить план развития региона.