Новое время — новые задачи — новые подходы
— Спасибо за поздравления! Хотел бы поблагодарить и тех, кто голосовал за мою кандидатуру, и тех, кто до меня долгие годы трудился над формированием традиций такого сообщества, как наш профсоюз. Кто укреплял его авторитет, добивался качественной реализации приоритетных направлений деятельности по защите трудовых прав и профессиональных интересов работников системы образования.
А теперь о радикализме. Последние пять лет курс государства направлен на децентрализацию системы образования, передачу все в большей степени ответственности за ее функционирование на уровень субъектов Федерации и муниципалитетов, внедрение рыночных механизмов хозяйствования учреждений образования, попытки отказа от субсидиарной ответственности государства за деятельность в полном объеме образовательных учреждений.
В ответ на столь радикальные перемены профсоюз обязан определять свое отношение к этим процессам.
Не скрою, есть настроения довольно критические, подвига- ющие нас на ответные действия. Но большинство взвешенно относится к создавшейся ситуации, и я считаю, что раскачивать ее радикализмом с нашей стороны не стоит.
Необходимо легитимными способами добиваться корректировки политики государства в отношении образования или как минимум уменьшения возможных социальных рисков, связанных с реализацией новой государственной политики.
— А она в состоянии поддаваться корректировкам, инициированным снизу?
— У меня, к счастью, есть опыт работы в структурах муниципальной и государственной власти. И, поверьте, там в наше время гораздо больше адекватных профессионалов, чем это порой кому-то кажется. И у чиновников, и у отрасли, которой они управляют, задачи одни. Главное тут выбрать наиболее эффективные способы взаимодействия в достижении целей. Поэтому очень важна совместная работа органов власти и профсоюза по поиску конструктивных механизмов в решении проблем образования в целом и каждого учителя в частности. Для нас важно использовать все законные формы и способы защиты прав и интересов работников образования и студентов. Добиться этого невозможно без повышения экономической и правовой компетентности профсоюзных кадров и актива всех уровней. Мы этим постоянно занимаемся, благодаря чему удалось удержать многие социальные гарантии, которых профсоюз добивался годами упорного труда, для работников и обучающихся. В их числе санаторно-курортное лечение, оздоровление педагогов, студентов и многое другое.
В нашей области мы с максимальным эффектом используем такой важнейший правовой механизм, как социальное партнерство, определяющее взаимоотношения профсоюза и его партнеров в решении всего спектра проблем в образовании. Социальное партнерство регулируется отраслевым соглашением на 2008 — 2010 гг. между департаментом образования Новосибирской области и профсоюзом образования Новосибирской области.
— Как, на ваш взгляд, повлияла модернизации образования на статус учителя, его материальное положение?
— Новосибирская область наряду с другими 20 регионами активно участвовала в реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО). С помощью этого удалось решить некоторые проблемы. Так, установлена зависимость зарплаты учителя от качества и результатов труда. Апробированы механизмы распределения стимулирующих выплат учителям в зависимости от результатов деятельности. Значительно укрепилась учебно-материальная база образовательных учреждений. Наметилось обновление педагогических кадров, повысился социальный статус учителя и его общественное признание. Средняя зарплата учителей образовательных учреждений за время реализации проекта увеличилась с 6000 до 11838 рублей.
Однако сегодня остается серьезная проблема: значительная доля стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений расходуется на доведение заработной платы, в том числе и вспомогательного персонала, до минимального размера оплаты труда, который сегодня соотнесен с уровнем прожиточного минимума — 4330 руб. В соответствии с региональным соглашением на территории Новосибирской области установлена минимальная заработная плата — для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета и местных бюджетов, — в размере 5689 рублей.
Все это приводит к уравнению заработной платы персонала и специалистов. Что вызывает социальную напряженность в коллективах и негативно отражается на качестве работы, потому что стимулирующая часть должна направляться в первую очередь на поощрение сотрудников, работающих качественно и эффективно. Но при этом резко сократилась дифференциация в оплате специалистов с высоким уровнем квалификации и работников, к квалификации которых предъявляются самые низкие требования. Эту проблему предстоит решать.
Кроме того, профсоюз образования настаивает на ускорении принятия решения властью всех уровней о проведении индексации заработной платы работников образования.
— О каких задачах как первоочередных нужно сегодня заявить профсоюзу?
— Самое главное — не допустить роста социальной напряженности в связи с любыми возможными новациями. Все они должны гласно обсуждаться и приводить к согласованным решениям.
Формулировку: «Нет коллективного договора — нет профсоюзной организации» мы не устаем повторять в силу ее истинности. Этот документ регламентирует все отношения с администрацией, снимает возможные конфликты, поскольку суть его — договорная. То же можно сказать и о собрании как органе выработки коллегиального мнения по важнейшим вопросам, затрагивающим интересы коллектива и членов профсоюза, в том числе и путем проведения обязательного ежегодного отчета о деятельности первичных профсоюзных организаций.
Мы активно развиваем институты юридической защиты на всех уровнях профсоюзной структуры. Речь идет прежде всего о развитии институтов общественной (внештатной) правовой инспекции труда, технической инспекции труда. Это и проверки, и учеба, и обмен опытом.
Мы намерены искать подходы к участию нашего профсоюза в процессе формирования общественно-профессиональной экспертизы качества образования. Это сложная работа и в организационном, содержательном плане, и в плане практической реализации. Но мы обязаны освоить это направление деятельности с учетом требований времени.
Мы нацелены на создание, поиск и реализацию различных социальных программ, проектов и инициатив, чтобы шире внедрять и распространять в наших профсоюзных организациях новые интересные формы представления работы — конкурсы, мастер-классы, профсоюзные кружки, проектную деятельность, участие в значимых образовательных выставках и форумах (например, «УчСиб»). Планируем в ближайшее время провести обучение председателей районных организаций по работе профсоюзных кружков. Скоро начнет действовать студенческий координационный совет при обкоме профсоюза.
С целью улучшения оперативности передачи информации, повышения эффективности взаимодействия всех структур нашей организации необходимо постепенно перейти на электронный документооборот. Так, сегодня в обкоме создана внутренняя локальная сеть, каждый специалист имеет электронный адрес, возобновил работу сайт обкома профсоюза, структуру которого мы планируем в дальнейшем усовершенствовать. Необходимо, чтобы районные организации получили возможность отображать собственную информацию в едином информационном поле и размещать ее на сайте обкома.
В ближайшее время на нашем сайте начнет работать «Электронная профсоюзная приемная». Каждый желающий — член профсоюза — может задать интересующий его вопрос и в пределах нашей компетенции получить ответ.
Ведем работу по организации системы профсоюзного мониторинга о социально-экономическом положении членов профсоюза, состоянии системы образования области, распределении стимулирующей части в образовательных учреждениях и т.д. Эта работа позволит нам правильнее ориентироваться в настроениях и запросах работников и студентов, факторах мотивации профсоюзного членства. И что особенно важно — повысит степень эффективности работы.
В перспективе для членов нашей организации планируем разработать и внедрить пластиковый электронный профсоюзный билет, использующий все современные технологии пластиковых карточек: штрих-код, встроенный компьютерный чип и магнитную ленту. Такой билет позволяет совместить в себе банковскую карту, проездной билет и многое другое. Он позволит создавать дисконтную программу под конкретную организацию, по которой различные компании могут предоставлять скидки и различные бонусы для членов профсоюза, имеющих подобный билет.
Ну и в заключение наша магистральная, стратегическая задача: реальными делами поддерживать свою репутацию последовательных защитников интересов работников образования и студентов.