Право на четыре стены
Обозначенную проблему сразу же подхватили местные органы власти и специалисты, ответственные за её решение. В пресс-зале «Встречи на Вертковской» состоялась пресс- конференция, где сложившуюся ситуацию прокомментировали Нина Квятковская, начальник отдела опеки и попечительства, защиты прав детей управления образования администрации Новосибирской области, Наталья Копылова, начальник отдела надзора по исполнению законов о несовершеннолетних прокуратуры Новосибирской области, и Андрей Гудченко, заместитель председателя комитета по жилищным вопросам мэрии Новосибирска.
Прежде всего специалисты отметили: механизмы, обеспечивающие гарантии жилищного устроительства выпускникам детских домов, у нас имеются и по факту работают. Причём таковых не один и не два. Это Федеральный закон №159, гарантирующий детям-сиротам обеспечение жилым помещением, а также ряд региональных законов и постановлений. При этом закон о бюджете Новосибирской области подразумевает финансирование такой статьи расходов, как жильё для выпускников социальных учреждений. Так где же наметился сбой в казалось бы налаженной системе?
Одна из основных проблем состоит в том, что в определённый период, как ни странно, достаточно далёкий от начала экономического кризиса, денежные средства на вышеуказанные цели почти не выделялись. Десятилетие, с 1995 по 2005 годы, обделившее вниманием выпускников детских домов, породило сегодня приличную очередь за законными жилыми площадями. Только в 2005-м взялись за решение проблемы, после чего цифры проблемной статистики поползли вверх. Для сравнения: в «стартовом» 2005-м жильём обеспечили 79 молодых людей, в 2008 — 370 и чуть больше — в 2009-м.
Не менее важен и тот фактор, что сегодняшние дети-сироты отличаются от тех, что выявляли несколько лет назад. Прежде всего потому, что так называемое социальное сиротство разрослось именно в последние годы. Как следствие, сегодняшние детдомовцы — не первое поколение детей, оставшихся без попечения родителей, то есть дети или даже внуки таких же выпускников социальных учреждений. Выделить жилплощадь таким ребятам закономерно сложнее.
Тем не менее динамика, как видим, несмотря ни на что, есть. Однако обеспечить выпускника детского дома жилым помещением — это далеко не всё. На этапах, следующих за сделкой передачи жилплощади, нередко появляются серьёзные проблемы.
Так, в нескольких районах области были выявлены случаи, когда жильё, вверяемое молодому человеку, оказывалось непригодным, а подчас и опасным для проживания. Как прокомментировала Нина Квятковская, причина таких ситуаций банальна: отдельные должностные лица попросту не выполняют свои обязанности надлежащим образом.
Нередко возникает и такая ситуация, когда выпускник детского дома утрачивает свою жилплощадь. В Новосибирской области на сегодняшний день возбуждено три уголовных дела, суть которых состоит в том, что при наличии закреплённой за ребёнком квартиры ребёнок выходит из детского дома «в никуда». Такая ситуация связана с различными нарушениями, которые часто имеют место быть при заключении договора об аренде. Дело в том, что у опекунов есть право сдавать в аренду жильё, закреплённое за подопечным. Такое право должно обеспечивать сохранность жилплощади в надлежащем состоянии, своевременную оплату коммунальных услуг. Однако, как показывает практика, за реализацией этого права нужно внимательно следить — желающих нажиться на средствах и имуществе бездомных ребят всегда хватает.
А за поводом для такого рода наживы далеко идти не надо. Выпускники детских домов в подавляющем большинстве совершенно не адаптированы к условиям взрослой жизни. Даже если такой молодой человек не только располагает жилплощадью, но и имеет работу, он часто теряет и первое, и второе, не говоря уж о мелочах, которые иногда становятся причиной печальных историй. Ребята попадают в руки криминальных элементов, и это уже почти закономерность. Этот факт послужил толчком для создания в департаменте образования Новосибирской области рабочей группы, которая к маю текущего года планирует разработать специальную систему постинтернатного сопровождения с целью помогать ребятам в социальной адаптации.
Последнее время также актуальна и проблема с приобретением жилья. Как правило, муниципалитеты стараются приобретать квартиры в новых домах, строительство которых, как известно, повсеместно «замораживается». По словам Андрея Гудченко, пока работа по подбору вариантов жилых помещений для детей-сирот в городе только усложняется.
Кстати, дети, выявленные в наиболее отдалённых от города населённых пунктах, получают жильё либо в районном центре, либо в муниципальном образовании городского типа. В целом же, за выпускником детского дома закрепляется жильё по месту его выявления. Кроме того, выпускник не вправе приватизировать выданное жильё. Словом, ребята, получившие квартиру, остаются ограниченными в свободе действий, что вполне обоснованно: молодой человек, получив законную жилплощадь, скорее всего, ещё долго не будет готов к взрослой жизни. Однако само такое ограничение (установленное, разумеется, не только в нашем регионе) представляется всё же печальным.
Несмотря на позитивные изменения последних лет, быстрого решения проблемы специалисты не обещают. Банк данных состоящих на учёте в органах опеки пугающе увеличивается, решения о лишении и ограничении родительских прав выносятся всё чаще. Очереди на получение государственного жилья растут. Так что замечание президента, увы, остаётся признать вполне обоснованным.