Возможность чувствовать природу
В этом заключается и главная причина «недоразвитости» местного туризма, и главная трудность в решении проблемы. Так где же молодым людям раздобыть информацию о неизведанных уголках, которые, кажется, так близко — руку протяни?
Оказывается, окрестности нашего края изобилуют уникальными и живописными местами, не освоенными горожанами. Тем не менее разработки новых маршрутов сегодня существуют. Правда, пока они мирно покоятся в ящиках письменного стола. Стола, за которым состоялась наша беседа с самим разработчиком — путешественником Леонидом Прокофьевичем ЧЕРНОБАЕМ.
— Леонид Прокофьевич, насколько нам известно, вы хотите предложить свои разработки управлению по делам молодёжи Новосибирской области и участникам проекта «Территория-54». Много ли у нас таких направлений, куда ещё не ступала нога городского туриста?
— Направлений, по которым можно разработать новые маршруты, очень и очень много. Причём с уникальным краеведческим материалом, с интересными объектами для познавательной деятельности. То, что я хочу предложить, — это пешие маршруты в окрестностях Новосибирска. С полным предоставлением сопутствующей информации, начиная от протяжённости и заканчивая историческим комментарием. Человек, который собирается организовать группу, может проконсультироваться по данной информации со мной.
— Расскажите немного об этих маршрутах.
— Пока их всего два. Один из них начинается на территории Кубовинского сельского Совета. Это к северу от Новосибирска, всего 30 километров. Там, в обнажениях правого берега Оби, до сих пор находят кости доисторических животных. Например, бивни мамонта и кости носорога шерстистого. Находят даже окаменелые стволы деревьев. Там же — единственный в Сибири питомник, где выращивают лаек. Очень интересна история заселения этого края. В начале прошлого века несколько семей поднялись по Оби и реке Барлак, основав в окрестных местах очень богатое впоследствии село Новопокровка. Это — восьмичасовой автобусный маршрут.
Второй маршрут пролегает через Мошковский район, куда можно доехать на автобусе по асфальтированной дороге, остановившись в селе Дубровино. Село Дубровино приобрело историческую известность благодаря тому, что в районе села через реку Обь переправлялись Антон Павлович Чехов и декабристы. Жёны декабристов следовали этим же путём. А ещё там в своё время переправлялся Радищев. Здесь, в Дубровино, работает лесхоз по заготовке и первичной переработке древесины. А дубровинской школе в этом году будет 130 лет. В Новосибирске ни одна школа до таких лет ещё не дожила! А в деревне Успенке, которая также находится в этих краях, стоят остатки мельницы купца Жернакова. Это тот самый купец, который фактически спонсировал строительство нескольких школ в Новониколаевске.
Кроме того, на территории Мошковского района есть острог, первый в Новосибирской области. Основал его сын бояр Кругликовых. А до этого он же основал здесь первое поселение русских на берегу Оби. Отсюда как раз шло расселение русских на сибирских землях. Татары, которые здесь проживали, не уживались с русскими, потому уходили и расселялись в левобережную часть. До сих пор многие названия местных поселений имеют чисто тюркское происхождение…
— Почему же маршруты по этим исторически богатым территориям до сих пор не разработаны? И когда вы обратили внимание на эту «запущенность», с чего всё началось?
— Почувствовал, что у нас, в Новосибирской области, туризм какой-то автономный. Вот я звоню, допустим, в Маслянинский район, в Елбанскую среднюю школу. Знаю, что там дети занимаются краеведением очень серьезно, под руководством учителя истории. Они участвуют на всероссийских сборах и занимают призовые места. Связано это ещё и с тем, что неподалёку от Елбанской средней школы Маслянинского района нынешним академиком Молодиным, а тогда ещё аспирантом, более 30 лет назад была обнаружена стоянка палеолитического человека. То есть наш край в тот период уже был заселен. Другое дело — кем. Вот ученики как раз и изучают этот вопрос. Там, кстати, есть неподалёку Мраморный карьер. Например, глыбы, что стоят на территории театра «Глобус», привезены не откуда-нибудь, а из Петенёвского мраморного карьера Маслянинского района. Но знают это только местные жители. В районных школах вообще краеведением занимаются вплотную. А у городских ребят какие-то другие интересы.
Дело в том, что нам просто недостаёт информации. Да, почти во всех районах области проводятся туристско-краеведческие слёты, проходит и областной слёт. Но всё это охватывает небольшую группу людей — опять же из-за недостатка информации. У нас за последние годы ни одной специальной передачи не было по телевидению.
— Как вы работаете над маршрутом, сколько времени требуется на разработку одного маршрута?
— Я рисую схему, маршрутную ленту, населённые пункты, километраж — всё, вплоть до того, какое понадобится туристское снаряжение, указываю места для отдыха и приготовления пищи, где располагаются гостиницы. Начинаю с тех мест, где я уже был. Я изъездил всю область, поэтому ориентироваться мне несложно. За две-три недели могу разработать два-три маршрута полностью, от и до.
— Но кроме того, что маршрут должен быть разработан и предложен, кто-то должен дать исторический комментарий? Нужны ведь гиды, которые предоставили бы соответствующую информацию…
— Разумеется, на каждом направлении есть свои местные гиды, поставщики информации. Это школьные учителя, работники местных краеведческих музеев, главы администраций муниципальных образований.
— Получается, разработкой занимаетесь вы единолично и в области этим никто не занимается, кроме вас?
— Да, пожалуй. А моё увлечение переросло в желание увеличить аудиторию таких же, как я, любителей природы и знатоков своего родного края. Я уже достаточно изъездил и хочу предоставить людям возможность полюбоваться на наши места. Поэтому собираюсь предложить управлению по делам молодёжи Новосибирской области вот эти разработанные маршруты.
Мы говорим о патриотическом воспитании молодёжи. А истинный патриотизм — это бережное отношение к своему родному краю. Через непосредственное узнавание, а не просто через изучение на расстоянии. Природу надо не знать, а узнавать. Не смотреть, а видеть. И чувствовать.