Дайте им заработать!
Одним из несомненных признаков цивилизованности в нашем мире служит распад семей и неуважение младших к старшим. В нецивилизованных, аграрных странах уважение к старшим, как и крепкие семьи, — ценности, сомнению не подвергаемые.
Соответственно, на молодых людей в этих, часто называемых отсталыми и неразвитыми, странах особого внимания не обращают, особых программ обучения не создают, но требуют много! Как минимум, чтобы они содержали себя. Как максимум, помогали содержать своих братьев и сестер. Молодежных бунтов и, соответственно, связанных со страхом перед ними особых молодежных программ, которые призваны помочь сделать из молодых людей полноценных граждан общества, эти общественные системы не имеют. Во многом это связано с невысоким уровнем жизни. Когда большая часть сил уходит на выживание, искать способы как-то особенно хорошо подготовить молодых к будущей жизни желания не возникает.
Парадоксальность сегодняшнего отношения к молодежи в цивилизованном мире состоит в том, что, получив самый высокообразованный (по сравнению со всеми предыдущими поколениями) продукт, вдобавок имеющий и такое несомненное преимущество, как молодость (а это, конечно же, здоровье, силы, незашоренность, смелость), теперь цивилизованный мир не знает, что с ним дальше делать.
Доказательства? Половина всех безработных в мире (данные Международного бюро труда) — в возрасте до 24-х лет. Причем эта цифра в мире неуклонно растет. Но и это еще не все. Среди 550-ти миллионов «работающих бедных» во всем мире (то есть тех, кто работает, но не может вывести себя и свою семью из-за черты бедности, которая составляет один доллар США в день) 130 миллионов — это молодые люди.
Можно смело сказать, что если процесс «окультуривания» молодых людей пойдет во всем мире с той же скоростью, слова «быть бедным» и «быть молодым» превратятся в синонимы.
Но почему-то именно этот аспект в молодежных программах абсолютно всех стран всегда как-то сглаживается, забывается. Может, потому, что составляют их взрослые люди? Которые уж точно знают, проверив не один раз на собственном опыте, без чего в этом мире не обойтись.
Не стоит забывать и об опыте собственной страны, где комсомольцы, рвущиеся к творчеству, правде и новаторству, все это нашли в единственной возможности делать деньги по принятому в 1988 году специальному постановлению, которое давало возможность под вывеской научных центров заниматься предпринимательской деятельностью, после чего борьба с косностью властей никого больше не волновала. (Наблюдение из жизни: о деньгах приходится слышать много плохого, но, как правило, тем, кто имеет возможность их легко тратить, они почему-то нравятся. Странно, правда?)
Рассмотрение с этой точки зрения так называемых молодежных проблем — службы в армии и возможности получить высшее образование — очень обогащает. (Умственно, умственно обогащает! Не выстраивайтесь в очередь!)
Начнем с армии. То, что попасть в армию молодому человеку, живущему в Москве и Санкт-Петербурге, в 11 раз невероятней, чем живущему во всех остальных городах и весях России, уже производит впечатление. (Для села и обычного провинциального города это соотношение — 3:1.) Но, как подсчитали доктор экономики М. Локшин и кандидат экономических наук Р. Емцов, опубликовав результаты в журнале «Вопросы экономики» (№1, 2006 г.), на самом деле можно говорить уже о налоге в виде призыва на службу, который ложится на плечи российских семей. Убытки семьи, у которой сын призывного возраста, тем больше, чем беднее семья. (По специальной методике считалась недополученная прибыль призывником и его родными, и для бедных она равна примерно все тем же 13% подоходного налога. Для самых бедных семей — это 14% объема потребления, для самых богатых — нулевой уровень потребления.)
«И, соответственно, хотя воинская повинность не считается инструментом политики, действующим на распределение доходов, особенности призыва на военную службу в России оказывают заметное влияние на характер этого распределения. При этом, если молодые люди, получившие хорошее образование, будут обязательно служить в армии по призыву, краткосрочные и долгосрочные убытки для этих молодых людей и общества будут еще выше» (цитата из статьи).
И получается, что только принцип комплектования Вооруженных сил России на основе добровольного поступления на военную службу и, что еще важнее, оплачиваемой службы действительно выгоден обществу и молодому человеку. Конечно, не все поддается подсчету, но все же лучше заранее знать, что и сколько стоит... Может, кое-что нам просто не по карману? А от чего-то, может, отказаться? Нет, я понимаю, что на молодежные программы тратятся копейки по сравнению с другими бюджетными тратами, но даже их мне почему-то жалко... Это, конечно, потому что я не богата и потому не понимаю всей тонкости проблемы! Но к этому ведь речь и веду. Как выиграл бы наш мир и страна в частности, если бы молодые люди имели возможность просто хорошо зарабатывать. Ну или возможность честно получать компенсацию за свои потери времени и сил!
О высшем образовании в нашей стране написано уже столько, что вроде бы писать не о чем. Но не могу удержаться, чтобы не поделиться личным наблюдением. Сегодня учатся все! Учиться модно! А уж получать несколько образований — так вообще...
И это вполне согласуется с мировыми тенденциями. На Западе говорят, что молодежь сознательно и подсознательно увеличивает срок обучения, чтобы (как бы это попроще сказать) как можно позже получить отказ в приеме на работу... Если коротко, то именно так. То есть, обучаясь не очень нужным профессиям, не собираясь и не надеясь дальше по ней работать, человек тратит деньги для того, чтобы как можно дольше не столкнуться с действительностью. Вообще-то признаки социальной неврастении налицо.
Но, насколько я знаю, даже медицина отказывается от лечения больных лишь медикаментозными способами. Сегодня стараются лечить душу.
Пора бы и цивилизованному обществу заняться этим. Для начала поняв причины происходящего, а не устраняя механически симптомы. Все-таки почему молодые люди так не нужны сегодняшней экономической системе? Для чего же она существует, если при таком ее существовании миллионы молодых людей не востребованы? И что нужно изменить, чтобы молодых людей не социализировали, не учили жить — а просто дали возможность хорошо жить в этом обществе. С пользой для себя и других.