Максим Кудрявцев: больше нет возможности строить «город для машин»
Оживление коммунальных служб Новосибирска — одна, но не единственная примета системных изменений в мэрии
Столица Сибири более полугода живет под управлением команды мэра Максима Кудрявцева. Что уже сделано и чего горожанам ждать в обозримом будущем? Как градоначальник решает приоритетные задачи, с которыми заступил на пост 26 апреля?
Максим Георгиевич встретился с журналистом «Советской Сибири» в конце рабочего дня. Хотя как в конце… Это в общем понимании 18:00 — час, когда пора домой. График мэра таков, что трудовых часов в сутках — все 24, причем 12–14 из них он проводит непосредственно на работе. В момент нашей с ним встречи только что закончилось очередное и не последнее в этот день совещание, где в числе вопросов было развитие метрополитена. О нем мы тоже поговорили. Но все по порядку.
Дефицита рабочих не будет при достойной зарплате
— Максим Георгиевич, вступая в должность мэра весной, вы поставили перед собой в числе первоочередных задач наведение порядка и чистоты в городе. Как складывается эта история?
— Качественная уборка города — задача «со звездочкой». В моем понимании, это сочетание трех базовых вещей. Во-первых, наличие спецтехники, перевооружение службы, ее модернизация. Во-вторых, достаточное количество дорожных рабочих и «людей ручного труда», то есть тех, кто чистит остановочные павильоны, радиальные изгибы, стрижет газоны и убирает «случайный мусор» на улицах и в скверах. В-третьих, соблюдение регламентов, по которым вся эта система функционирует.
Вступая в должность весной 2024 года, мэр Максим Кудрявцев заявил, что чистота в городе является первоочередной задачей. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Дорожных рабочих в Новосибирске было меньше норматива в 2,5 раза. Некомплект по «людям ручного труда» — в половину. Набираем персонал. Сейчас подошли к отметке 300 человек по дорожным рабочим при нормативе 400. Почему сложился кадровый дефицит? Заработная плата недостаточная. Теперь дорожные рабочие получают 60–65 тысяч рублей. Мы проиндексировали их оклады в соответствии с предложениями на рынке труда. Уверен, через некоторое время нам удастся полностью укомплектовать штат.
Систему дополнили ресурсами, а глав районов — полномочиями
— Что касается спецтехники, — продолжает Максим Георгиевич, — в этом году областное правительство нам выделило около двух миллиардов рублей. Закупили 103 единицы плюс в результате экономии на конкурсных процедурах удалось заказать дополнительно девять единиц роторной техники. 51 машина уже работает в районах города. В декабре придет еще партия, а к Новому году подтянутся и роторные машины.
Становится ли в столице региона лучше или нет по мере того, как на улицы выходит новая техника, должны оценить сами жители. Такова точка зрения мэрии. «Мы прикладываем усилия — уже сейчас, по мнению горожан и экспертов, динамика хорошая. В городе действительно становится чище, — рассказал мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. — Как пример напомню, что, когда я вступал в должность, проблемой номер один была пыль. Сейчас она ушла на второй план, а где-то и на третий. Это не означает, что достигнут оптимальный уровень, но улучшения есть, и мы эту работу будем продолжать». Фото предоставлено пресс-службой мэрии
Что касается регламентов, нужно четко понимать, что такое «качественная уборка», каковы критерии и периодичность. Подход должен быть комплексный: помимо полотна дороги, чистые тротуары, бордюры, газоны, остановочные павильоны. Чтобы город в глазах его жителей выглядел привлекательно в любое время суток и в любое время года. Поэтому службы работают сегодня и в ночную смену. Службу наполнили ресурсами.
Далее, в районах должен быть единый центр ответственности, и это — главы. Мы им передали ДЭУ, чтобы наполненность ресурсами и степень ответственности районных администраций совпадали. При этом выстроили систему контроля в два контура: внутренний и внешний. Во-первых, глава сам определяет качество уборки. На внешнем контуре работает комитет экспертизы и контроля мэрии, который внепланово выезжает в районы, фиксирует неубранный мусор, неправильно припаркованные автомобили, ямы на дорогах, представляет фотоотчеты. Раз в неделю обсуждаем с главами каждый инцидент с последующим контролем устранения замечаний.
Зачем департамент поделён на два
— Запыленность и качество дорог — темы, которые особенно «фонили» в момент, когда я вступал в должность, — напомнил мэр. — В результате внедрения новой системы уже в начале июля проблема пыли ушла даже не на второй, а на третий план, это показали социологические исследования.
Интервью «Советской Сибири»: рабочие, занятые на уборке дорог в Новосибирске, теперь зарабатывают до 65 тысяч рублей. Фото: Андрей Заржецкий
Пыли в городе стало гораздо меньше, потому что с полотна дороги начали системно вычищать и вывозить тоннами смет, оставшийся с зимы вдоль поребриков.
Структурные изменения коснулись и профильного департамента дорог и транспорта, который теперь поделен на два независимых подразделения. По словам Максима Кудрявцева, одно будет заниматься содержанием дорог, а другое — логистикой движения транспорта, его регулированием, чтобы системно решать другую застарелую проблему города — пробки. Зимой они возникают даже не в час пик, а из-за проблем со снегоуборкой. О сухих дорогах круглый год можно только мечтать?
— Мы живем в сложных климатических условиях, — объясняет Максим Георгиевич. — У нас может быть днем плюс пять, а ночью минус 15. Дороги можно содержать в сухом состоянии, но город большой. Например, во время последнего интенсивного продолжительного снегопада техника работала ночь, прошла по дорогам дважды, но к утру на полотне уже наметало два и более сантиметра снега.
О безубыточном бюджете
— Формирование муниципальной копилки идет полным ходом, можно сказать, мы без пяти минут на выходе готового финансового документа. Какой расклад в Новосибирске?
— Если говорить в цифрах, то в 2023 году уровень доходов мегаполиса составлял 83 миллиарда, в 2024-м впервые в истории превысил отметку в 100 миллиардов, — напомнил Максим Кудрявцев. — Динамика хорошая: растут как собственные доходы — на 22 процента, так и финансовая поддержка областного правительства в виде межбюджетных трансфертов, без которых, надо признать, мы бы не реализовали своими силами ряд крупных проектов. Бюджет Новосибирска сбалансированный, город старается выйти в точку безубыточности, возможности такие есть. Вместе с депутатами обсуждаем уровень доходов. На сессии горсовета сопоставили: у нас 54 миллиарда — доходы собственные, и они продолжают расти. Плюс 44 миллиарда — межбюджетные трансферты областного уровня. Это пока меньше, чем в прошлом году, но бюджет еще в стадии формирования. У нас есть предложения, мы их обозначили областному правительству и готовы в дальнейшем участвовать в областных и федеральных программах, чтобы получать дополнительное финансирование. Моя задача как мэра — закрепиться в доходной части на рубеже 100 миллиардов и двигаться дальше. На меньший бюджет мы уже не согласны, это порог принципиальный.
Что касается наиболее капиталоемких проектов 2025 года, то мэр в первую очередь сделал акцент на дорогах, школах, благоустройстве, дальнейшей модернизации общественного транспорта, в частности рельсового, и на развитии метрополитена.
Рельсов надёжное плечо: метро, городская электричка, трамвай
— В этом году мы начали модернизировать подвижной состав метро: для начала планировали закупить четыре новых состава электропоездов по пять вагонов, — рассказывает Максим Георгиевич. — Каждый состав стоит 862 миллиона рублей. Три мы уже приобрели в лизинг, один состав купили напрямую. Однако по итогам торгов мы сэкономили 300 миллионов, что позволило при выделении дополнительных средств приобрести еще один состав. На их изготовление потребуется от одного года до 1,5 лет.
Что касается развития метрополитена. Готовимся к проектированию одной станции на Дзержинской ветке, здесь качество технической документации важнее сроков, чтобы не было ошибок, которые, к сожалению, были у Новосибирска в прошлом.
Не могли мы не задать вопрос мэру по поводу станции «Спортивная».
— Станция готова процентов на 95, но обнаруженные нарушения не позволяют ее эксплуатировать. Сейчас объект в фазе перепроектирования, это небыстрый процесс, мы все делаем в рамках действующего законодательства, — ответил глава города.
Наблюдая, как быстро растут станции в Москве с участием бизнеса, интересно было узнать, а как относятся наши предприниматели к включению в подобные проекты в Новосибирске. Те же застройщики.
— Мы в такой кейс пока не заходили, не моделировали, но не исключаю, что в каких-то микрорайонах города Новосибирска бизнес и проявит интерес с тем, чтобы потом развивать эти территории с перспективной жилой застройкой. Возможно, будет и механизм реализации такого участия. Давайте рассматривать эту возможность, когда запроектируем первую станцию. Предпочитаю сначала построить и сказать открыто, что мы справились с поставленной задачей, — подчеркнул Максим Кудрявцев. — Основа транспортной системы любого мегаполиса — рельсовый каркас, сеть, которая работает независимо от погоды. Идеальное надежное сочетание — метрополитен, пригородная электричка и трамвай, в том числе скоростной — в отдаленные микрорайоны. Поэтому сейчас мы и усиливаем департамент транспорта, выводя его в отдельную структуру, — он должен заняться своими задачами предметно, на более высоком качественном уровне.
По словам Максима Георгиевича, перспектива развития транспортной сети на пять-десять-пятнадцать лет — это регулирование транспортных потоков посредством умных светофоров, сеть перехватывающих парковок, отстраивание логистических потоков.
— Больше нет возможности строить город для машин. Это время безвозвратно ушло, количество транспорта в мегаполисе такое, что, если мы не решим эту задачу, Новосибирск превратится в сплошные трехуровневые развязки возле каждого дома, — считает мэр. — Нужен баланс, в том числе с развитием системы общественного транспорта, чтобы поездки в нем для пассажиров были комфортны, удобны, а график движения четкий.
Если горожане будут четко прогнозировать время пути, они сами примут решение: ехать с риском застрять в пробке или сесть на тот же троллейбус. Мы в этом году приобрели низкопольные троллейбусы «Горожанин» с автономным ходом. Всего их 258 единиц. Троллейбусный парк модернизирован более чем на 80 процентов. Доля пассажиров, которые пользуются троллейбусами, растет — пассажиры «проголосовали» за удобный для них транспорт.
Это же касается и трамвайной сети. Мы видим, что на 13-й маршрут вышли первые новые трамваи с панорамными окнами — продукт партнерства новосибирских и белорусских производителей. Максим Кудрявцев говорит, что до конца года парк пополнится в совокупности 20 модернизированными единицами, обновление продолжится в 2025-м. Плюс ремонт путей. На улице Мира заменили 2,5 километра. Провели ремонт на улице Широкой.
Команда мэра: способность сгруппироваться
Изменения входят в нашу жизнь. Из беседы с мэром крупнейшего муниципалитета страны ясно не только как меняется система, каковы алгоритмы решения проблем. Их еще много. И острейшая — текущий отопительный сезон. Максим Георгиевич акцентирует внимание на отлаженном командном механизме реагирования при возникновении ЧП:
— У нас был серьезный экзамен 30 октября: коммунальная авария на ТЭЦ-4, без отопления осталось 640 домов. Нивелировать ЧП удалось меньше чем за сутки. Все структуры взаимодействовали с ресурсоснабжающими организациями, полностью управляли процессом и понимали, что происходит. Когда выяснили причины аварии, разложили ситуацию по полочкам, уже понимали, что оптимальное время устранения повреждений — 22:30 того же дня. Из мэрии коллеги разъезжались по домам в три часа ночи, когда отопительная система начала заполняться теплоносителем в хорошем объеме. А к утру горожане получили теплоснабжение в полном варианте.
Среднее время устранения повреждений сейчас у нас восемь часов. Должен выдерживаться регламент по устранению дефекта и перезапуску теплоносителя. Прежде чем устранить порыв на трубе диаметром в один метр, сначала нужно слить теплоноситель, потом ремонт, потом заполнение. Норматив — 23 часа. Если он не выдерживается, у меня должна быть информация почему, на место выезжают специалисты из единой дежурно-диспетчерской службы.
Исходя из состояния сетей — а это ни для кого не секрет, — обновить за один сезон все, что десятилетиями ждало ремонта, не получится. Но мы готовы оперативно реагировать, системно участвовать в процессе ликвидации, контролировать ресурсоснабжающие организации, перераспределять силы и средства. Это задача нашей команды.