USD 99.4215 EUR 106.3040
 

Максим Кудрявцев: больше нет возможности строить «город для машин»

Мария БОРОВЕЦ
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Оживление коммунальных служб Новосибирска — одна, но не единственная примета системных изменений в мэрии

Столица Сибири более полугода живет под управлением команды мэра Максима Куд­рявцева. Что уже сделано и чего горожанам ждать в обозримом будущем? Как градоначальник решает приоритетные задачи, с которыми заступил на пост 26 апреля?

Максим Георгиевич встретился с журналистом «Советской Сибири» в конце рабочего дня. Хотя как в конце… Это в общем понимании 18:00 — час, когда пора домой. График мэра таков, что трудовых часов в сутках — все 24, причем 12–14 из них он проводит непосредственно на работе. В момент нашей с ним встречи только что закончилось очередное и не последнее в этот день совещание, где в числе вопросов было развитие метрополитена. О нем мы тоже поговорили. Но все по порядку.

Дефицита рабочих не будет при достойной зарплате

— Максим Георгиевич, вступая в должность мэра весной, вы поставили перед собой в числе первоочередных задач наведение порядка и чистоты в городе. Как складывается эта история?

— Качественная уборка города — задача «со звездочкой». В моем понимании, это сочетание трех базовых вещей. Во-первых, наличие спецтехники, перевооружение службы, ее модернизация. Во-вторых, достаточное количество дорожных рабочих и «людей ручного труда», то есть тех, кто чистит остановочные павильоны, радиальные изгибы, стрижет газоны и убирает «случайный мусор» на улицах и в скверах. В-третьих, соблюдение регламентов, по которым вся эта система функционирует.

048-06-02_M.jpg

Вступая в должность весной 2024 года, мэр Максим Кудрявцев заявил, что чистота в городе является первоочередной задачей. Фото: архив ИД «Советская Сибирь» 

Дорожных рабочих в Новосибирске было меньше норматива в 2,5 раза. Некомплект по «людям ручного труда» — в половину. Набираем персонал. Сейчас подошли к отметке 300 человек по дорожным рабочим при нормативе 400. Почему сложился кадровый дефицит? Заработная плата недостаточная. Теперь дорожные рабочие получают 60–65 тысяч рублей. Мы проиндексировали их оклады в соответствии с предложениями на рынке труда. Уверен, через некоторое время нам удастся полностью укомплектовать штат.

Систему дополнили ресурсами, а глав районов — полномочиями

— Что касается спецтехники, — продолжает Максим Георгиевич, — в этом году областное правительство нам выделило около двух миллиардов рублей. Закупили 103 единицы плюс в результате экономии на конкурсных процедурах удалось заказать дополнительно девять единиц роторной техники. 51 машина уже работает в районах города. В декабре придет еще партия, а к Новому году подтянутся и роторные машины.

048-06-04.jpg

Становится ли в столице региона лучше или нет по мере того, как на улицы выходит новая техника, должны оценить сами жители. Такова точка зрения мэрии. «Мы прикладываем усилия — уже сейчас, по мнению горожан и экспертов, динамика хорошая. В городе действительно становится чище, — рассказал мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. — Как пример напомню, что, когда я вступал в должность, проблемой номер один была пыль. Сейчас она ушла на второй план, а где-то и на третий. Это не означает, что достигнут оптимальный уровень, но улучшения есть, и мы эту работу будем продолжать». Фото предоставлено пресс-службой мэрии

Что касается регламентов, нужно четко понимать, что такое «качественная уборка», каковы критерии и периодичность. Подход должен быть комплексный: помимо полотна дороги, чистые тротуары, бордюры, газоны, остановочные павильоны. Чтобы город в глазах его жителей выглядел привлекательно в любое время суток и в любое время года. Поэтому службы работают сегодня и в ночную смену. Службу наполнили ресурсами.

Далее, в районах должен быть единый центр ответственности, и это — главы. Мы им передали ДЭУ, чтобы наполненность ресурсами и степень ответственности районных администраций совпадали. При этом выстроили систему контроля в два контура: внутренний и внешний. Во-первых, глава сам определяет качество уборки. На внешнем контуре работает комитет экспертизы и контроля мэрии, который внепланово выезжает в районы, фиксирует неубранный мусор, неправильно припаркованные автомобили, ямы на дорогах, представляет фотоотчеты. Раз в неделю обсуждаем с главами каждый инцидент с последующим контролем устранения замечаний.

Зачем департамент поделён на два

— Запыленность и качество дорог — темы, которые особенно «фонили» в момент, когда я вступал в должность, — напомнил мэр. — В результате внедрения новой системы уже в начале июля проблема пыли ушла даже не на второй, а на третий план, это показали социологические исследования.

048-06-03_M.jpg

Интервью «Советской Сибири»: рабочие, занятые на уборке дорог в Новосибирске, теперь зарабатывают до 65 тысяч рублей. Фото: Андрей Заржецкий

Пыли в городе стало гораздо меньше, потому что с полотна дороги начали системно вычищать и вывозить тоннами смет, оставшийся с зимы вдоль поребриков.

Структурные изменения коснулись и профильного департамента дорог и транспорта, который теперь поделен на два независимых подразделения. По словам Максима Кудрявцева, одно будет заниматься содержанием дорог, а другое — логистикой движения транспорта, его регулированием, чтобы системно решать другую застарелую проблему города — пробки. Зимой они возникают даже не в час пик, а из-за проблем со снегоуборкой. О сухих дорогах круг­лый год можно только мечтать?

— Мы живем в сложных климатических условиях, — объясняет Максим Георгиевич. — У нас может быть днем плюс пять, а ночью минус 15. Дороги можно содержать в сухом состоянии, но город большой. Например, во время последнего интенсивного продолжительного снегопада техника работала ночь, прошла по дорогам дважды, но к утру на полотне уже наметало два и более сантиметра снега.

О безубыточном бюджете

— Формирование муниципальной копилки идет полным ходом, можно сказать, мы без пяти минут на выходе готового финансового документа. Какой расклад в Новосибирске?

— Если говорить в цифрах, то в 2023 году уровень доходов мегаполиса составлял 83 миллиарда, в 2024-м впервые в истории превысил отметку в 100 миллиардов, — напомнил Максим Кудрявцев. — Динамика хорошая: растут как собственные доходы — на 22 процента, так и финансовая поддержка областного правительства в виде межбюджетных трансфертов, без которых, надо признать, мы бы не реализовали своими силами ряд крупных проектов. Бюджет Новосибирска сбалансированный, город старается выйти в точку безубыточности, возможности такие есть. Вместе с депутатами обсуждаем уровень доходов. На сессии горсовета сопоставили: у нас 54 миллиарда — доходы собственные, и они продолжают расти. Плюс 44 миллиарда — межбюджетные трансферты областного уровня. Это пока меньше, чем в прошлом году, но бюджет еще в стадии формирования. У нас есть предложения, мы их обозначили областному правительству и готовы в дальнейшем участвовать в областных и федеральных программах, чтобы получать дополнительное финансирование. Моя задача как мэра — закрепиться в доходной части на рубеже 100 миллиардов и двигаться дальше. На меньший бюджет мы уже не согласны, это порог принципиальный.

Что касается наиболее капиталоемких проектов 2025 года, то мэр в первую очередь сделал акцент на дорогах, школах, благоустройстве, дальнейшей модернизации общественного транспорта, в частности рельсового, и на развитии метрополитена.

Рельсов надёжное плечо: метро, городская электричка, трамвай

— В этом году мы начали модернизировать подвижной состав метро: для начала планировали закупить четыре новых состава электропоездов по пять вагонов, — рассказывает Максим Георгиевич. — Каждый состав стоит 862 миллиона руб­лей. Три мы уже приобрели в лизинг, один состав купили напрямую. Однако по итогам торгов мы сэкономили 300 миллио­нов, что позволило при выделении дополнительных средств приобрести еще один состав. На их изготовление потребуется от одного года до 1,5 лет.

Что касается развития метрополитена. Готовимся к проектированию одной станции на Дзержинской ветке, здесь качество технической документации важнее сроков, чтобы не было ошибок, которые, к сожалению, были у Новосибирска в прошлом.

Не могли мы не задать вопрос мэру по поводу станции «Спортивная».

— Станция готова процентов на 95, но обнаруженные нарушения не позволяют ее эксплуатировать. Сейчас объект в фазе перепроектирования, это небыстрый процесс, мы все делаем в рамках действующего законодательства, — ответил глава города.

Наблюдая, как быстро растут станции в Москве с участием бизнеса, интересно было узнать, а как относятся наши предприниматели к включению в подобные проекты в Новосибирске. Те же застройщики.

— Мы в такой кейс пока не заходили, не моделировали, но не исключаю, что в каких-то микрорайонах города Новосибирска бизнес и про­явит интерес с тем, чтобы потом развивать эти территории с перспективной жилой застройкой. Возможно, будет и механизм реализации такого участия. Давайте рассматривать эту возможность, когда запроектируем первую станцию. Предпочитаю сначала построить и сказать открыто, что мы справились с поставленной задачей, — подчерк­нул Максим Кудрявцев. — Основа транспортной системы любого мегаполиса — рельсовый каркас, сеть, которая работает независимо от погоды. Идеальное надежное сочетание — метрополитен, пригородная электричка и трамвай, в том числе скоростной — в отдаленные микрорайоны. По­этому сейчас мы и усиливаем департамент транспорта, выводя его в отдельную структуру, — он должен заняться свои­ми задачами предметно, на более высоком качественном уровне.

По словам Максима Георгие­вича, перспектива развития транспортной сети на пять-десять-пятнадцать лет — это регулирование транспортных потоков посредством умных светофоров, сеть перехватываю­щих парковок, отстраивание логистических потоков.

— Больше нет возможности строить город для машин. Это время безвозвратно ушло, количество транспорта в мегаполисе такое, что, если мы не решим эту задачу, Новосибирск превратится в сплошные трехуровневые развязки возле каждого дома, — считает мэр. — Нужен баланс, в том числе с развитием системы общественного транспорта, чтобы поездки в нем для пассажиров были комфортны, удобны, а график движения четкий.

Если горожане будут четко прогнозировать время пути, они сами примут решение: ехать с риском застрять в пробке или сесть на тот же троллейбус. Мы в этом году приобрели низкопольные троллейбусы «Горожанин» с автономным ходом. Всего их 258 единиц. Троллейбусный парк модернизирован более чем на 80 процентов. Доля пассажиров, которые пользуются троллейбусами, растет — пассажиры «проголосовали» за удобный для них транспорт.

Это же касается и трамвайной сети. Мы видим, что на 13-й маршрут вышли первые новые трамваи с панорамными окнами — продукт партнерства новосибирских и белорусских производителей. Максим Кудрявцев говорит, что до конца года парк пополнится в совокупности 20 модернизированными единицами, обновление продолжится в 2025-м. Плюс ремонт путей. На улице Мира заменили 2,5 километра. Провели ремонт на улице Широкой.

Команда мэра: способность сгруппироваться

Изменения входят в нашу жизнь. Из беседы с мэром крупнейшего муниципалитета страны ясно не только как меняется система, каковы алгоритмы решения проблем. Их еще много. И острейшая — текущий отопительный сезон. Максим Георгиевич акцентирует внимание на отлаженном командном механизме реагирования при возникновении ЧП:

— У нас был серьезный экзамен 30 октября: коммунальная авария на ТЭЦ-4, без отопления осталось 640 домов. Нивелировать ЧП удалось меньше чем за сутки. Все структуры взаимодействовали с ресурсоснабжающими организациями, полностью управляли процессом и понимали, что происходит. Когда выяснили причины аварии, разложили ситуацию по полочкам, уже понимали, что оптимальное время устранения повреждений — 22:30 того же дня. Из мэрии коллеги разъезжались по домам в три часа ночи, когда отопительная система начала заполняться теп­лоносителем в хорошем объеме. А к утру горожане получили теплоснабжение в полном варианте.

Среднее время устранения повреждений сейчас у нас восемь часов. Должен выдерживаться регламент по устранению дефекта и перезапуску теплоносителя. Прежде чем устранить порыв на трубе диа­метром в один метр, сначала нужно слить теплоноситель, потом ремонт, потом заполнение. Норматив — 23 часа. Если он не выдерживается, у меня должна быть информация почему, на место выезжают специалисты из единой дежурно-диспетчерской службы.

Исходя из состояния сетей — а это ни для кого не секрет, — обновить за один сезон все, что десятилетиями ждало ремонта, не получится. Но мы готовы оперативно реагировать, системно участвовать в процессе ликвидации, контролировать ресурсоснабжающие организации, перераспределять силы и средства. Это задача нашей команды.